Романтическое мироощущение в поэзии М. Ю. Лермонтова
Лермонтов — поэт юности, именно в юношеские годы им грезят и упиваются. Меня больше всего привлекает в нем романтика, мятежность, героичность, мечтательность, вера в высокие идеалы. Очень часто бывают такие минуты, когда чувствуешь себя одиноким в этом мире, всеми покинутым. И тогда приятно перечитать знакомые стихотворения: “Парус”, “Тучи”, “На севере диком стоит одиноко сосна”. Привлекает в поэзии Лермонтова его искренность, пламенность. Лермонтов начал писать рано, четырнадцатилетним подростком. И очень скоро освободился от прямых подражаний старшим, научился воплощать свой собственный душевный опыт. Дневники Лермонтова — это непрерывный лирический монолог, пламенная стихотворная исповедь. Лермонтов рано осознал себя “избранным”, человеком загадочной и непременно высокой, трагической судьбы. Избрав своим орудием поэзию, он не мечтал занять скромное место на журнальной странице. Он должен был произнести перед миром слово, какого не сказал ни Пушкин — его кумир, ни Байрон, никто другой из поэтов. И вся его жизнь — это никогда не прекращавшийся труд, непрерывные поиски совершенства, стремление выразить в поэзии еще небывалое.
Лирическое “я” раннего Лермонтова — это героическая натура, жаждущая света, свободы, активной деятельности. И картины природы помогают раскрыть образ героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Они дополняют портрет героя, дают возможность более живо ощутить его характер.
Где бьет волна о брег высокий,
Где дикий памятник небрежно положен,
В сырой земле и в яме неглубокой —
Там спит герой, друзья! — Наполеон!
Шум волны, которая снова и снова набегает, однообразно плещется о скалу, вызывает чувство вечности, величия. Такие чувства испытывал Лермонтов к личности Наполеона. Для поэта он герой, который всегда стремился вперед и которому покорялись народы. Окружающую природу Лермонтов изображает как святилище, где покоится прах “честолюбивого изгнанника”.
В ранней лирике с необычайной яркостью видна двойственность героя — тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной красоте и музыкальности:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной… —
и разочарование в морали “света”, в любви, в дружбе, отрицание ценностей земного бытия.
Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Все эти глубокие противоречия художественного сознания Лермонтова заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики — непрерывный процесс внутреннего размышления. Излюбленной формой поэта становится “отрывок”, как бы момент душевной жизни, вырванный из ее потока.
Темно. Все спит.
Лишь только жук ночной,
Жужжа, в долине пролетит порой;
Из-под травы блистает червячок,
От наших дум, от наших бурь далек.
Природа тиха, безмятежна, помогает человеку заглянуть внутрь себя, услышать голос души.
Герой зрелой лирики Лермонтова полон эмоциональных переживаний, энергии. Он жаждет обнять душой всю вселенную и заключить ее в своей груди, хочет обрести единство с природой.
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной.
Настроения поэта близки полотнам Айвазовского. На них изображено бушующее Черное море, огромные вздымающиеся волны, разлетающиеся на тысячи брызг.
Лермонтовский герой по-прежнему чужд обществу, по-прежнему “гонимый миром странник”, бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Дружеские встречи, участие близких людей не удовлетворяют его. Герою Лермонтова с его титанической душой мало внимания отдельных людей. Ему нужно сочувствие вселенной — так грандиозны его жизненные запросы. Образы, взятые из мира природы, становятся символами людских судеб и отношений: разлучены сосна и пальма, утес и тучка золотая, теряет дикую и суровую вольность Кавказ. Сразу вспоминается “Песня о буревестнике” Горького, образ молнии и бури несет в себе приближающееся потрясение — революцию. У Лермонтова человек не может обрести единение ни с природным, ни с фантастическим миром. Всюду его поджидает трагедия, и всюду рушатся его светлые мечты и надежды. Везде таится зло, которое может явиться в обличье добра, красоты, заворожить, очаровать услаждающими душу звуками. В этом развитии зла и есть обобщающая сила лермонтовского отрицания.
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
Поэма показывает новый взлет мятежных и свободолюбивых романтических настроений поэта. В последующих стихах изображаются шумные бури природы, тайные страсти, язык произведений оглушителен. Лермонтов играет со светотенью, применяет резкие контрасты. Все дышит бунтом.
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
В поэме “Мцыри” главный герой хочет вырваться из монастыря-тюрьмы, стремится повидать родные края, его манят далекие горы. Он совершает побег, остается один на один с природой. Мцыри вступает в единоборство с ней: сражается с барсом, мечется в темном, не выпускающем из своих объятий лесу. Природа и он едины по духу. Горы, ручьи так же прекрасны, как душа Мцыри, барс так же храбр и ловок, как он. В поздней лирике поэт, не принимая и отрицая действительность, все чаще ощущает ее власть. Лермонтов приходит в тупик, конфликт невозможно разрешить. В лирику проникают мотивы усталости, безысходности, Лермонтов обращается к теме родины. Но в природе России поэт не находит отрадных красок, бескрайние поля, пыльные дороги, степи лишь усиливают тоску поэта. Лермонтов задумывается о судьбе России, о ее нынешнем поколении, пишет стихотворения “Выхожу один я на дорогу”, “Дума”, “Родина”.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье…
Последние стихи Лермонтова мрачны, он много думает о смерти, о своей трагической судьбе, об одиночестве. В его пейзажах преобладают осенние краски, пасмурное настроение, серое небо, сквозной ветер, облетевшие листья, голые дубы с уродливыми ветками. Везде запустение, безнадежность.
Толстой сказал о Лермонтове: “Власть имеющий”. И действительно, стихи Лермонтова завораживают, берут в плен, ты уносишься из действительности в сказочный мир лермонтовских образов. Прочитав томик поэта, становишься старше, начинаешь много понимать, для тебя открываются неведомые до этого миры. Все стихи Лермонтова глубоко продуманы, прочувствованы, выстраданы им. У поэта была тонкая, музыкальная душа, его строки мелодичны, свободно льются. Не случайно многие стихотворения Лермонтова были положены на музыку и стали знаменитыми романсами.
Лирическое “я” раннего Лермонтова — это героическая натура, жаждущая света, свободы, активной деятельности. И картины природы помогают раскрыть образ героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Они дополняют портрет героя, дают возможность более живо ощутить его характер.
Где бьет волна о брег высокий,
Где дикий памятник небрежно положен,
В сырой земле и в яме неглубокой —
Там спит герой, друзья! — Наполеон!
Шум волны, которая снова и снова набегает, однообразно плещется о скалу, вызывает чувство вечности, величия. Такие чувства испытывал Лермонтов к личности Наполеона. Для поэта он герой, который всегда стремился вперед и которому покорялись народы. Окружающую природу Лермонтов изображает как святилище, где покоится прах “честолюбивого изгнанника”.
В ранней лирике с необычайной яркостью видна двойственность героя — тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной красоте и музыкальности:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной… —
и разочарование в морали “света”, в любви, в дружбе, отрицание ценностей земного бытия.
Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Все эти глубокие противоречия художественного сознания Лермонтова заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики — непрерывный процесс внутреннего размышления. Излюбленной формой поэта становится “отрывок”, как бы момент душевной жизни, вырванный из ее потока.
Темно. Все спит.
Лишь только жук ночной,
Жужжа, в долине пролетит порой;
Из-под травы блистает червячок,
От наших дум, от наших бурь далек.
Природа тиха, безмятежна, помогает человеку заглянуть внутрь себя, услышать голос души.
Герой зрелой лирики Лермонтова полон эмоциональных переживаний, энергии. Он жаждет обнять душой всю вселенную и заключить ее в своей груди, хочет обрести единство с природой.
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной.
Настроения поэта близки полотнам Айвазовского. На них изображено бушующее Черное море, огромные вздымающиеся волны, разлетающиеся на тысячи брызг.
Лермонтовский герой по-прежнему чужд обществу, по-прежнему “гонимый миром странник”, бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Дружеские встречи, участие близких людей не удовлетворяют его. Герою Лермонтова с его титанической душой мало внимания отдельных людей. Ему нужно сочувствие вселенной — так грандиозны его жизненные запросы. Образы, взятые из мира природы, становятся символами людских судеб и отношений: разлучены сосна и пальма, утес и тучка золотая, теряет дикую и суровую вольность Кавказ. Сразу вспоминается “Песня о буревестнике” Горького, образ молнии и бури несет в себе приближающееся потрясение — революцию. У Лермонтова человек не может обрести единение ни с природным, ни с фантастическим миром. Всюду его поджидает трагедия, и всюду рушатся его светлые мечты и надежды. Везде таится зло, которое может явиться в обличье добра, красоты, заворожить, очаровать услаждающими душу звуками. В этом развитии зла и есть обобщающая сила лермонтовского отрицания.
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
Поэма показывает новый взлет мятежных и свободолюбивых романтических настроений поэта. В последующих стихах изображаются шумные бури природы, тайные страсти, язык произведений оглушителен. Лермонтов играет со светотенью, применяет резкие контрасты. Все дышит бунтом.
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
В поэме “Мцыри” главный герой хочет вырваться из монастыря-тюрьмы, стремится повидать родные края, его манят далекие горы. Он совершает побег, остается один на один с природой. Мцыри вступает в единоборство с ней: сражается с барсом, мечется в темном, не выпускающем из своих объятий лесу. Природа и он едины по духу. Горы, ручьи так же прекрасны, как душа Мцыри, барс так же храбр и ловок, как он. В поздней лирике поэт, не принимая и отрицая действительность, все чаще ощущает ее власть. Лермонтов приходит в тупик, конфликт невозможно разрешить. В лирику проникают мотивы усталости, безысходности, Лермонтов обращается к теме родины. Но в природе России поэт не находит отрадных красок, бескрайние поля, пыльные дороги, степи лишь усиливают тоску поэта. Лермонтов задумывается о судьбе России, о ее нынешнем поколении, пишет стихотворения “Выхожу один я на дорогу”, “Дума”, “Родина”.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье…
Последние стихи Лермонтова мрачны, он много думает о смерти, о своей трагической судьбе, об одиночестве. В его пейзажах преобладают осенние краски, пасмурное настроение, серое небо, сквозной ветер, облетевшие листья, голые дубы с уродливыми ветками. Везде запустение, безнадежность.
Толстой сказал о Лермонтове: “Власть имеющий”. И действительно, стихи Лермонтова завораживают, берут в плен, ты уносишься из действительности в сказочный мир лермонтовских образов. Прочитав томик поэта, становишься старше, начинаешь много понимать, для тебя открываются неведомые до этого миры. Все стихи Лермонтова глубоко продуманы, прочувствованы, выстраданы им. У поэта была тонкая, музыкальная душа, его строки мелодичны, свободно льются. Не случайно многие стихотворения Лермонтова были положены на музыку и стали знаменитыми романсами.