Русские сочинения
-
Лесков Н.С.
-
Очарованный странник
-
Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»
Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»
Очарованный странник одно из крупнейших произведений Н. С. Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий поиск такого развития России, которое опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности, коренившиеся в глубинах народной жизни. Движение личности, олицетворяющей простой русский народ, воплощается в знаменательном заглавии повести Очарованный странник. Такой позицией обусловлено постоянное обращение Лескова к опыту фольклора и древнерус-[ской литературы.
Сопоставление Очарованного странника с каноническим житием подводит к мысли, что писатель с точностью до наоборот воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет говорить о повести как об антижитии. Житие повествует о человеке, достигшем идеала святости, рассказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на пути к Богу.
С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано какое-либо видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же происходит и с Иваном Северьянычем – он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не последнее место его странствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием обстоятельств постоянно совершал серьезные преступления, хотя в глубине души не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного монаха, женщины, которую он любил. Сюжет Очарованного странника это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники маленькие великие люди, бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заблуждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине таковы замечательные черты лесковского странника.
Важным для понимания писательского замысла является путешествие, странствие как основа сюжета. В древнерусской литературе слово путь предполагало по крайней мере два значения, которые условно можно обозначить как географическое и нравственное. Географическое это познание мира, представлений о нем.
ческое это познание мира, представлений о нем. Нравственное значение предполагает самопознание и самосовершенствование, его итог внутреннее преображение. Именно так А. Никитин, отправившийся по торговым делам, познакомившийся с другой верой, не только расширил свой кругозор, но и испытал себя. То же пересечение двух целей путешествия мы находим и в странствиях Ивана Флягина, оттого что он проходит по европейской России от черноземных степей русского юга до Ладоги и Нижнего Новгорода, от столиц до Кавказа и астраханских солончаковых пустынь, оттого что действует в самой пестрой национально-этнической среде: встречает символическую масштабность. Он мыслится олицетворением нации. Иван Флягин влеком по просторам родины некими властными силами, которые сообщают драматизм его судьбе. Но, с другой стороны, герою присуща пытливость самопознания. Он не однажды задумывается над тем, почему его жизнь складывается так, а не иначе. Скитания Флягина, как и его предшественников в древнерусской литературе, явились поиском счастья и выходом из трудных жизненных ситуаций.
Есть в Очарованном страннике черты, роднящие повесть с летописью, это связано с особенностями повествовательной манеры. Рассказчик здесь превращается в хроникера, излагающего события последовательно, как летописец, под определенным углом зрения, хотя его речи и несут на себя яркий отпечаток личности повествователя, что было неприемлемо в летописи. Создавая главного героя повести, Лесков видел в нем русского богатыря. Он с первого же мгновения знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциации с Ильей Муромцем. Биография его вместила и одоление первого степного богатыря, и усмирение дикого коня-людоеда, и ратные подвиги, и спасение близких ему и вовсе чужих людей и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися в низкие души бесами.
А еще он переживает искушения чарами земной красоты. И все страждет от сознания собственного несовершенства, и все идет от одной стражбы к другой, не сгибаясь и не подламываясь, идет навстречу подвигу, способному достойно увенчать его яркую жизнь. Структура Очарованного странника, где приключения с жестокостями, убийствами следуют одно за другим, напоминает сюжетное построение былин. Былинный герой, как известно, обладает необыкновенный силой. Создавая образ Флягина, Лесков также использует гиперболу, описывая возможности Ивана Северьяныча. Он обладает и силой, и выносливостью (эпизод жизни у татар, спор с татарином), и находчивостью (эта черта сближает его с героем былины Новгородского цикла Садко). Воинская доблесть, необходимая богатырю, проявилась во время службы Ивана Северьяныча в армии. Ему под силу оказались самые неосуществимые операции. Сила же заключена в его органической связи с живой национальной стихией, с родной землей и ее природой, с ее людьми и традициями, которые уходят в далекое прошлое. Таким образом, повесть Очарованный странник написана в лучших традициях фольклора и древнерусской литературы. Лесков творчески подходит к переосмыслению опыта, накопленного литературой.
лению опыта, накопленного литературой. Это позволяет создать противоречивый, но прекрасный характер простодушного богатыря, необыкновенно чуткого к красоте.
Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести Очарованный странник.
Полвека прожитой собственной жизни Иван Северьяныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем-черно-Ризцем, сравнивает с Ильей Муромцем. Образ богатырства простого мужика, прошедшего, не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение.
Герой смиряет дикого коня, одолевает на поединке степного. богатыря, побеждает зеленого змия, переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой, спасает он близких, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит инородцев, борется с бесом, вещает о судьбе страны.
Словно бы весь традиционный набор древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающий героику хождения человека по страстям жизни, вместился в жизнеописание Флягина. Крестьянин, воин, послушник, Иван Северьяныч, подобно своему былинному прототипу, всю жизнь погибал, но не погиб. Такие люди несут в себе громадный потенциал сил, намного превосходя слабодушных и не мужественных русских князей. Лесков именует странника, идущего по сторонам родины и истории, очарованным, подвластным неким колдовским чарам жизни, которые ввергают героя в драматические события.
Одно из очарований, имеющих непобедимую власть над Фля-гиным, обаяние красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и природы совершенство женщина способно зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча. «…Ах ты, змея!., ах ты, стрепет степной аспидский! восклицает Флягин на конной ярмарке, где ты только могла такая зародиться» И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию. Еще сильнее чувство восторга охватывает Флягина, когда он входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша: так, милостивые государи, меня и обдало, не знаю чем, но только будто мне сродным… Знаменательные эти слова родной и сродный указывают на органическую связь героя с красотой земли, которая находит в нем проникновенного ценителя. …Ты настоящий, высокой степени артист, признает особую талантливость мужика сиятельный князь.
Очарования красотой, не однажды оказавшиеся причиной страннических мытарств Флягина, дают заглавному эпитету первое значение.
Но есть в нем (эпитете очарованный) и другой смысл. Богатырь-черноризец объясняет превратности своей судьбы мистически: мать обещала отдать сына Богу, а Иван пытался самовластно нарушить материнскую клятву. Он первое самое призвание опроверг, не уйдя в монастырь, избрав мирской путь. Однако религиозные чары, не давая погибнуть, привели его через настоящую погибель в божью обитель монастырь.
настырь.
И тем не менее флягинское мистическое осмысление судьбы явно не может раскрыть авторского эпитета очарованный и отвергается Лесковым.
Когда Иван Северьяныч пытается дать сверхъестественное объяснение своему приходу в чернецы, читателю припоминаются собственные слова героя, противоречащие выводу и обнажающие горькую правду: стареющий странник без крова и пищи остался, и ему деться было некуда. Писатель противопоставляет флягинскому пониманию власти роковых начал свое, складывающееся из учета прозаически-будничных мотивировок поворотов в биографии героя.
Роковые начала силы социального давления и их отпечаток на личности российского простолюдина. Эпитет очарованный в своем втором значении является социально-исторической метафорой.
Чары это то, что находится вне героя, и то, что он несет
В себе как продукт истории.
Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории.
С одной стороны вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. Мне за народ очень помереть хочется, формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца.
Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально усовершенствоваться. Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания. Духовные искания очарованных странников и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа, на которые обращает внимание художник.
Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова. Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как простую душу, но и как младенца считая, что народу предстоит еще избавление от черт младенчества, инфантильности, обусловленных все теми же чарами
Прошлого.
Да и о чем было еще больше расспрашиватьПовествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а просвещения его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам.
Тысячу раз был прав Лесков в определении черт русского характера.
Сопоставление Очарованного странника с каноническим житием подводит к мысли, что писатель с точностью до наоборот воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет говорить о повести как об антижитии. Житие повествует о человеке, достигшем идеала святости, рассказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на пути к Богу.
С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано какое-либо видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же происходит и с Иваном Северьянычем – он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не последнее место его странствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием обстоятельств постоянно совершал серьезные преступления, хотя в глубине души не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного монаха, женщины, которую он любил. Сюжет Очарованного странника это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники маленькие великие люди, бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заблуждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине таковы замечательные черты лесковского странника.
Важным для понимания писательского замысла является путешествие, странствие как основа сюжета. В древнерусской литературе слово путь предполагало по крайней мере два значения, которые условно можно обозначить как географическое и нравственное. Географическое это познание мира, представлений о нем.
ческое это познание мира, представлений о нем. Нравственное значение предполагает самопознание и самосовершенствование, его итог внутреннее преображение. Именно так А. Никитин, отправившийся по торговым делам, познакомившийся с другой верой, не только расширил свой кругозор, но и испытал себя. То же пересечение двух целей путешествия мы находим и в странствиях Ивана Флягина, оттого что он проходит по европейской России от черноземных степей русского юга до Ладоги и Нижнего Новгорода, от столиц до Кавказа и астраханских солончаковых пустынь, оттого что действует в самой пестрой национально-этнической среде: встречает символическую масштабность. Он мыслится олицетворением нации. Иван Флягин влеком по просторам родины некими властными силами, которые сообщают драматизм его судьбе. Но, с другой стороны, герою присуща пытливость самопознания. Он не однажды задумывается над тем, почему его жизнь складывается так, а не иначе. Скитания Флягина, как и его предшественников в древнерусской литературе, явились поиском счастья и выходом из трудных жизненных ситуаций.
Есть в Очарованном страннике черты, роднящие повесть с летописью, это связано с особенностями повествовательной манеры. Рассказчик здесь превращается в хроникера, излагающего события последовательно, как летописец, под определенным углом зрения, хотя его речи и несут на себя яркий отпечаток личности повествователя, что было неприемлемо в летописи. Создавая главного героя повести, Лесков видел в нем русского богатыря. Он с первого же мгновения знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциации с Ильей Муромцем. Биография его вместила и одоление первого степного богатыря, и усмирение дикого коня-людоеда, и ратные подвиги, и спасение близких ему и вовсе чужих людей и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися в низкие души бесами.
А еще он переживает искушения чарами земной красоты. И все страждет от сознания собственного несовершенства, и все идет от одной стражбы к другой, не сгибаясь и не подламываясь, идет навстречу подвигу, способному достойно увенчать его яркую жизнь. Структура Очарованного странника, где приключения с жестокостями, убийствами следуют одно за другим, напоминает сюжетное построение былин. Былинный герой, как известно, обладает необыкновенный силой. Создавая образ Флягина, Лесков также использует гиперболу, описывая возможности Ивана Северьяныча. Он обладает и силой, и выносливостью (эпизод жизни у татар, спор с татарином), и находчивостью (эта черта сближает его с героем былины Новгородского цикла Садко). Воинская доблесть, необходимая богатырю, проявилась во время службы Ивана Северьяныча в армии. Ему под силу оказались самые неосуществимые операции. Сила же заключена в его органической связи с живой национальной стихией, с родной землей и ее природой, с ее людьми и традициями, которые уходят в далекое прошлое. Таким образом, повесть Очарованный странник написана в лучших традициях фольклора и древнерусской литературы. Лесков творчески подходит к переосмыслению опыта, накопленного литературой.
лению опыта, накопленного литературой. Это позволяет создать противоречивый, но прекрасный характер простодушного богатыря, необыкновенно чуткого к красоте.
Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести Очарованный странник.
Полвека прожитой собственной жизни Иван Северьяныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем-черно-Ризцем, сравнивает с Ильей Муромцем. Образ богатырства простого мужика, прошедшего, не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение.
Герой смиряет дикого коня, одолевает на поединке степного. богатыря, побеждает зеленого змия, переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой, спасает он близких, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит инородцев, борется с бесом, вещает о судьбе страны.
Словно бы весь традиционный набор древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающий героику хождения человека по страстям жизни, вместился в жизнеописание Флягина. Крестьянин, воин, послушник, Иван Северьяныч, подобно своему былинному прототипу, всю жизнь погибал, но не погиб. Такие люди несут в себе громадный потенциал сил, намного превосходя слабодушных и не мужественных русских князей. Лесков именует странника, идущего по сторонам родины и истории, очарованным, подвластным неким колдовским чарам жизни, которые ввергают героя в драматические события.
Одно из очарований, имеющих непобедимую власть над Фля-гиным, обаяние красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и природы совершенство женщина способно зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча. «…Ах ты, змея!., ах ты, стрепет степной аспидский! восклицает Флягин на конной ярмарке, где ты только могла такая зародиться» И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию. Еще сильнее чувство восторга охватывает Флягина, когда он входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша: так, милостивые государи, меня и обдало, не знаю чем, но только будто мне сродным… Знаменательные эти слова родной и сродный указывают на органическую связь героя с красотой земли, которая находит в нем проникновенного ценителя. …Ты настоящий, высокой степени артист, признает особую талантливость мужика сиятельный князь.
Очарования красотой, не однажды оказавшиеся причиной страннических мытарств Флягина, дают заглавному эпитету первое значение.
Но есть в нем (эпитете очарованный) и другой смысл. Богатырь-черноризец объясняет превратности своей судьбы мистически: мать обещала отдать сына Богу, а Иван пытался самовластно нарушить материнскую клятву. Он первое самое призвание опроверг, не уйдя в монастырь, избрав мирской путь. Однако религиозные чары, не давая погибнуть, привели его через настоящую погибель в божью обитель монастырь.
настырь.
И тем не менее флягинское мистическое осмысление судьбы явно не может раскрыть авторского эпитета очарованный и отвергается Лесковым.
Когда Иван Северьяныч пытается дать сверхъестественное объяснение своему приходу в чернецы, читателю припоминаются собственные слова героя, противоречащие выводу и обнажающие горькую правду: стареющий странник без крова и пищи остался, и ему деться было некуда. Писатель противопоставляет флягинскому пониманию власти роковых начал свое, складывающееся из учета прозаически-будничных мотивировок поворотов в биографии героя.
Роковые начала силы социального давления и их отпечаток на личности российского простолюдина. Эпитет очарованный в своем втором значении является социально-исторической метафорой.
Чары это то, что находится вне героя, и то, что он несет
В себе как продукт истории.
Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории.
С одной стороны вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. Мне за народ очень помереть хочется, формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца.
Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально усовершенствоваться. Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания. Духовные искания очарованных странников и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа, на которые обращает внимание художник.
Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова. Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как простую душу, но и как младенца считая, что народу предстоит еще избавление от черт младенчества, инфантильности, обусловленных все теми же чарами
Прошлого.
Да и о чем было еще больше расспрашиватьПовествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а просвещения его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам.
Тысячу раз был прав Лесков в определении черт русского характера.