«Положительный тип русского человека»
«ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТИП РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Целый слой людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг человеколюбия,— это и есть те, кем стоит и держится русская земля. «Я пошел,— говорил Лесков,— искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя бы небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния...»»Первый рассказ серии о «Трех праведниках» — «Однодум», напечатан только в 1879 году, но фактическими праведниками были уже герои некоторых вещей начала 70-х («Очарованный странник») и даже 60-х («Овцебык»). Таковы изографы-богомазы «Запечатленного ангела» 1873 г., желающие, чтобы их творчество обращало людей к помышлениям о «вышнем проспекте жизненности». Таковы уездные дворяне-демократы «Захудалого рода» 1873 г., ставшие «не к масти» своему сословию и николаевской эпохе. Таков мужик — герой рассказа «Павлин» 1874 г., который «являет себя… в борьбе чувств» равным благороднейшему из героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: узнав, что его жена любит другого, он фиктивно объявляет себя умершим, добиваясь ее венчания с любимым. Таков дикарь Зырянин из рассказа «На краю света» 1875 г., оказавшийся носителем высшего гуманизма, которого и не подозревают в нем «человеколюбцы» по должности — миссионеры.Среди праведников Лескова есть две категории людей. Одни живут «элементарными» инстинктами сострадания и доброты. Другие ищут и находят своему трудному пути защиты добра некое христианско-философское обоснование, создавая «труды» практического гуманизма.Лев Толстой в 90-е годы XIX в. называл мужика «нашим учителем». Лесковские праведники — тоже учителя жизни, поставленные писателем в образец.Праведник устремляет взгляд внутрь себя и — требовательный прежде всего к себе — от себя же добивается следования евангельскому нравственному идеалу, понимаемому писателем как «почвенная» идеология трудового класса,' в исключительных случаях усваиваемая «отщепенцами» класса дворянского.«Дух… бьет в совесть» таких людей, как слуга Павлин Певунов или квартальный Александр Рыжов, и они становятся неуступчиво последовательны, неукротимы в движении к цели. Борясь с носителями порока и виновниками человеческих несчастий, они готовы преступить даже заповедь «Не убий». «За нее… за жену… за беззащитную — клянется смиренник Певунов,— во храме господнем убью» («Павлин»).Чудаковатость, странность типов праведников, их образ мыслей отражали запутанность русской жизни, в которой не приходилось «удивляться возникновению самых невероятных причудливых сочетаний идей». Вполне понятно, почему, предъявляя счет окружающему миру, герои облекали свое протестующее чувство в формы религиозного противостояния. Таково было обличье народного — крестьянского утопизма, по-своему влиявшего на философию и литературные жанры Л. Толстого, Ф. Достоевского, народников.Зачастую временем действия праведников Лескова была николаевская эпоха. Это не меняло объективного звучания произведений. Реакция 80-х годов XIX века, закрывавшая рот российским литераторам «кляпом цензуры», мало чем отличалась от последекабристской «Глухой поры».«Периоды торжества деспотизма незабываемы,— утверждал Лесков.— Наиболее жестокие вечно напоминают о себе, повторяясь в веренице рецидивов, если политические и моральные основания режима остаются непоколебимы».Россия, живущая старыми нормами отношений к человеку, еще не вырвалась из плена прошлого, и, значит, разговор о прошлом современен.Чудаки-праведники Лескова — это всегда неудобные окружающим, самобытные и не устроенные в быту люди. Писатель почти не высказывает к ним симпатии, да и трудно симпатизировать Василию Петровичу Богословскому («Овцебык»). Писатель как бы нагнетает внешние отрицательные черты героя, сосредотачиваясь на его душевных порывах. Лесков изо всех сил старается убедить читателя в «праведничестве» своего героя, но почему-то в конце «позволяет» ему умереть. Время для чудаков не наступило, слишком они душевно ранимы, хотя неприхотливы в быту.В своих героях Николай Семенович подчеркивает скорее ори гинальность, чем типичность, и в этом состоит особенность егс литературных образов и его самого как мастера слова.
Целый слой людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг человеколюбия,— это и есть те, кем стоит и держится русская земля. «Я пошел,— говорил Лесков,— искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя бы небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния...»»Первый рассказ серии о «Трех праведниках» — «Однодум», напечатан только в 1879 году, но фактическими праведниками были уже герои некоторых вещей начала 70-х («Очарованный странник») и даже 60-х («Овцебык»). Таковы изографы-богомазы «Запечатленного ангела» 1873 г., желающие, чтобы их творчество обращало людей к помышлениям о «вышнем проспекте жизненности». Таковы уездные дворяне-демократы «Захудалого рода» 1873 г., ставшие «не к масти» своему сословию и николаевской эпохе. Таков мужик — герой рассказа «Павлин» 1874 г., который «являет себя… в борьбе чувств» равным благороднейшему из героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: узнав, что его жена любит другого, он фиктивно объявляет себя умершим, добиваясь ее венчания с любимым. Таков дикарь Зырянин из рассказа «На краю света» 1875 г., оказавшийся носителем высшего гуманизма, которого и не подозревают в нем «человеколюбцы» по должности — миссионеры.Среди праведников Лескова есть две категории людей. Одни живут «элементарными» инстинктами сострадания и доброты. Другие ищут и находят своему трудному пути защиты добра некое христианско-философское обоснование, создавая «труды» практического гуманизма.Лев Толстой в 90-е годы XIX в. называл мужика «нашим учителем». Лесковские праведники — тоже учителя жизни, поставленные писателем в образец.Праведник устремляет взгляд внутрь себя и — требовательный прежде всего к себе — от себя же добивается следования евангельскому нравственному идеалу, понимаемому писателем как «почвенная» идеология трудового класса,' в исключительных случаях усваиваемая «отщепенцами» класса дворянского.«Дух… бьет в совесть» таких людей, как слуга Павлин Певунов или квартальный Александр Рыжов, и они становятся неуступчиво последовательны, неукротимы в движении к цели. Борясь с носителями порока и виновниками человеческих несчастий, они готовы преступить даже заповедь «Не убий». «За нее… за жену… за беззащитную — клянется смиренник Певунов,— во храме господнем убью» («Павлин»).Чудаковатость, странность типов праведников, их образ мыслей отражали запутанность русской жизни, в которой не приходилось «удивляться возникновению самых невероятных причудливых сочетаний идей». Вполне понятно, почему, предъявляя счет окружающему миру, герои облекали свое протестующее чувство в формы религиозного противостояния. Таково было обличье народного — крестьянского утопизма, по-своему влиявшего на философию и литературные жанры Л. Толстого, Ф. Достоевского, народников.Зачастую временем действия праведников Лескова была николаевская эпоха. Это не меняло объективного звучания произведений. Реакция 80-х годов XIX века, закрывавшая рот российским литераторам «кляпом цензуры», мало чем отличалась от последекабристской «Глухой поры».«Периоды торжества деспотизма незабываемы,— утверждал Лесков.— Наиболее жестокие вечно напоминают о себе, повторяясь в веренице рецидивов, если политические и моральные основания режима остаются непоколебимы».Россия, живущая старыми нормами отношений к человеку, еще не вырвалась из плена прошлого, и, значит, разговор о прошлом современен.Чудаки-праведники Лескова — это всегда неудобные окружающим, самобытные и не устроенные в быту люди. Писатель почти не высказывает к ним симпатии, да и трудно симпатизировать Василию Петровичу Богословскому («Овцебык»). Писатель как бы нагнетает внешние отрицательные черты героя, сосредотачиваясь на его душевных порывах. Лесков изо всех сил старается убедить читателя в «праведничестве» своего героя, но почему-то в конце «позволяет» ему умереть. Время для чудаков не наступило, слишком они душевно ранимы, хотя неприхотливы в быту.В своих героях Николай Семенович подчеркивает скорее ори гинальность, чем типичность, и в этом состоит особенность егс литературных образов и его самого как мастера слова.