Поэма "Хорошо"!
Это было с бойцами, или страной,
или в сердце было в моем.
В.Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский в автобиографии писал: “Хорошо!” считаю программной вещью, вроде “Облако в штанах” для того времени”. К этому произведению о революции, Родине, о людях и их будущем поэт шел целое десятилетие. Маяковский оттачивает свое мастерство на первом этапе замысла, создавая пьесу “ Мистерия-Буфф ” и поэму “150.000.000”, но тема революции и народа в этих произведениях раскрывалась обобщенно, схематично.
Следующим решающим этапом была поэма “Владимир Ильич Ленин” — произведение, свидетельствующее о том, что поэт нашел свой путь в новом искусстве. Только после этого Маяковский приступил к созданию поэмы “Хорошо!”. Она состоит из девятнадцати небольших глав, каждая из которых — эпизод многообразной жизни народа России накануне революции, в революции, после нее. Автор не стремился в точном порядке воспроизвести отдельные факты, для него важнее показать, в какой мере эти факты выявляют особенности народной жизни, отношение людей к партии, Родине. Первая глава — вступление. Последующие восемь глав — практическая реализация замысла о раскрытии сути Октября, о важности его в жизни народа.
“Кончайте войну!
Довольно!
Будет!
В этом
голодном году —
невмоготу.
Врали:
“народа —
свобода,
вперед,
эпоха,
заря...”
Восьмая глава завершается картиной субботника, она показывает новое отношение людей к труду, складывающееся после революции:
… Социализм:
свободный
труд
свободно
собравшихся
людей.
С самого начала отношение нового человека к Родине противопоставлено взглядам “Национального трутня”, поэт показывает, в каких условиях рождались и крепли новые качества души освобожденного революцией народа. И рефреном звучат слова:
… землю,
которую
завоевал
и полуживую
вынянчил,
где с пулей встань,
с винтовкой ложись,
где каплей
льешься с массами, —
с такою
землею
пойдешь
на жизнь,
на труд,
на праздник
и на смерть!
В семнадцатой-девятнадцатой главах дается лирическое заключение, выражающее твердую уверенность автора в светлом будущем Родины, в том, что счастье человеку труда может дать только социалистическая страна. Поэма завершается гимном этой стране, “земле молодости”.
И я,
как
весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
В центре поэмы — защитники революции, каждый из образов поэмы предельно индивидуализирован: в одних случаях удачно найденной деталью — “А в Смольном, в думах о битве и войске, Ильич гримированный мечет шажки”, в других — особенностью речи — “Я, товарищи,— из военной бюры. Кончили заседание — тока-тока”. Отстояв завоевания Октября, страна приступила к залечиванию ран:
Вспомнили —
непахано,
недожато у кого,
у кого
доменные
топки да зори.
Поэт говорит о своей кровной связи с Советской Родиной. Сейчас эта поэма может восприниматься как утопия, интересная с исторической стороны.
или в сердце было в моем.
В.Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский в автобиографии писал: “Хорошо!” считаю программной вещью, вроде “Облако в штанах” для того времени”. К этому произведению о революции, Родине, о людях и их будущем поэт шел целое десятилетие. Маяковский оттачивает свое мастерство на первом этапе замысла, создавая пьесу “ Мистерия-Буфф ” и поэму “150.000.000”, но тема революции и народа в этих произведениях раскрывалась обобщенно, схематично.
Следующим решающим этапом была поэма “Владимир Ильич Ленин” — произведение, свидетельствующее о том, что поэт нашел свой путь в новом искусстве. Только после этого Маяковский приступил к созданию поэмы “Хорошо!”. Она состоит из девятнадцати небольших глав, каждая из которых — эпизод многообразной жизни народа России накануне революции, в революции, после нее. Автор не стремился в точном порядке воспроизвести отдельные факты, для него важнее показать, в какой мере эти факты выявляют особенности народной жизни, отношение людей к партии, Родине. Первая глава — вступление. Последующие восемь глав — практическая реализация замысла о раскрытии сути Октября, о важности его в жизни народа.
“Кончайте войну!
Довольно!
Будет!
В этом
голодном году —
невмоготу.
Врали:
“народа —
свобода,
вперед,
эпоха,
заря...”
Восьмая глава завершается картиной субботника, она показывает новое отношение людей к труду, складывающееся после революции:
… Социализм:
свободный
труд
свободно
собравшихся
людей.
С самого начала отношение нового человека к Родине противопоставлено взглядам “Национального трутня”, поэт показывает, в каких условиях рождались и крепли новые качества души освобожденного революцией народа. И рефреном звучат слова:
… землю,
которую
завоевал
и полуживую
вынянчил,
где с пулей встань,
с винтовкой ложись,
где каплей
льешься с массами, —
с такою
землею
пойдешь
на жизнь,
на труд,
на праздник
и на смерть!
В семнадцатой-девятнадцатой главах дается лирическое заключение, выражающее твердую уверенность автора в светлом будущем Родины, в том, что счастье человеку труда может дать только социалистическая страна. Поэма завершается гимном этой стране, “земле молодости”.
И я,
как
весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
В центре поэмы — защитники революции, каждый из образов поэмы предельно индивидуализирован: в одних случаях удачно найденной деталью — “А в Смольном, в думах о битве и войске, Ильич гримированный мечет шажки”, в других — особенностью речи — “Я, товарищи,— из военной бюры. Кончили заседание — тока-тока”. Отстояв завоевания Октября, страна приступила к залечиванию ран:
Вспомнили —
непахано,
недожато у кого,
у кого
доменные
топки да зори.
Поэт говорит о своей кровной связи с Советской Родиной. Сейчас эта поэма может восприниматься как утопия, интересная с исторической стороны.