Навеки любовью ранен
«Навеки любовью ранен»
Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», — считал поэт.Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму «Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:Мама!Ваш. сын прекрасно болен!Мама!У него пожар сердца,Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:Вы думаете, это бредит малярия?Это было,было в Одессе,«Приду в четыре», — сказала Мария.Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь.И Маяковский восклицает: «Любить нельзя!» Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти его чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник». И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:Версты улиц взмахами шагов мну, Куда уйду я, этот ад тая! Какому небесному Гофману выдумаласъ ты, проклятая?!Обращаясь к Богу, поэт взывает:… слышишь!Убери проклятую ту,которую сделал моей любимою!О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916— 1917 годов. В поэме «Человек», звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:Гремят на мненаручники,любви тысячелетия…И толькоболь мояострей —стою,огнем обвит,на несгораемом костренемыслимой любви.В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отрицания любви:Любовь!Только в моемвоспаленноммозгу была ты!Глупой комедии остановите ход!Смотрите —срываю игрушки-латыя,величайший Дон-Кихот!В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю»(1922г.), «Про это» (1923 г.). Поэма «Люблю» — это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме «Про это» лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись:Б детстве, может, на самом дне, десять найду сносных дней. А то, что другим?! Для меня б этого! Этого нет. Видите — нет его!Дальше, обращаясь из будущего в настоящее, поэт с горечью замечает:Я свое, земное, недожил,на землесвое недолюбил.Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме «Про это» ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, — это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в стихотворении «Юбилейное», в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:Ятеперьсвободенот любвии от плакатов.И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:Было всякое:и под окном стояние,письма,тряски нервное желе.Воткогдаи горевать не в состоянии —это, Александр Сергеевич,много тяжелей…… Сердцерифмами вымучъ —воти любви пришел каюк…Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В стихотворении «Тамара и Демон», опубликованном в феврале следующего года, Маяковский с грустью констатировал: «Любви я заждался, мне 30 лет». А в стихотворении «Прощайте» иронизирует:Где вы,свахи?Подымись, Агафья!Предлагаетсяжених невиданный.Видано ль,что человекс такою биографиейбыл бы холости старел невыданный?!Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи и грейся», — пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью:Послушайте!Ведь, если звездызажигают —Значит — это кому-нибудь нужно?Значит — кто-то хочет, чтобы они были?Значит — это необходимо,чтобы- каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда!Поэт не мыслит себя без любви — идет ли речь о возлюбленной или обо всем человечестве.На самой высокой лирической ноте завершаются стихотворения «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой». Чувства поэта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любовью. И рана эта незаживающая, кровоточащая. Но как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:Если ячего написал,есличегосказал —Тому винойглаза-небеса,любимоймоейглаза.
Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», — считал поэт.Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму «Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:Мама!Ваш. сын прекрасно болен!Мама!У него пожар сердца,Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:Вы думаете, это бредит малярия?Это было,было в Одессе,«Приду в четыре», — сказала Мария.Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь.И Маяковский восклицает: «Любить нельзя!» Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти его чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник». И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:Версты улиц взмахами шагов мну, Куда уйду я, этот ад тая! Какому небесному Гофману выдумаласъ ты, проклятая?!Обращаясь к Богу, поэт взывает:… слышишь!Убери проклятую ту,которую сделал моей любимою!О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916— 1917 годов. В поэме «Человек», звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:Гремят на мненаручники,любви тысячелетия…И толькоболь мояострей —стою,огнем обвит,на несгораемом костренемыслимой любви.В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отрицания любви:Любовь!Только в моемвоспаленноммозгу была ты!Глупой комедии остановите ход!Смотрите —срываю игрушки-латыя,величайший Дон-Кихот!В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю»(1922г.), «Про это» (1923 г.). Поэма «Люблю» — это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме «Про это» лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись:Б детстве, может, на самом дне, десять найду сносных дней. А то, что другим?! Для меня б этого! Этого нет. Видите — нет его!Дальше, обращаясь из будущего в настоящее, поэт с горечью замечает:Я свое, земное, недожил,на землесвое недолюбил.Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме «Про это» ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, — это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в стихотворении «Юбилейное», в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:Ятеперьсвободенот любвии от плакатов.И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:Было всякое:и под окном стояние,письма,тряски нервное желе.Воткогдаи горевать не в состоянии —это, Александр Сергеевич,много тяжелей…… Сердцерифмами вымучъ —воти любви пришел каюк…Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В стихотворении «Тамара и Демон», опубликованном в феврале следующего года, Маяковский с грустью констатировал: «Любви я заждался, мне 30 лет». А в стихотворении «Прощайте» иронизирует:Где вы,свахи?Подымись, Агафья!Предлагаетсяжених невиданный.Видано ль,что человекс такою биографиейбыл бы холости старел невыданный?!Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи и грейся», — пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью:Послушайте!Ведь, если звездызажигают —Значит — это кому-нибудь нужно?Значит — кто-то хочет, чтобы они были?Значит — это необходимо,чтобы- каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда!Поэт не мыслит себя без любви — идет ли речь о возлюбленной или обо всем человечестве.На самой высокой лирической ноте завершаются стихотворения «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой». Чувства поэта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любовью. И рана эта незаживающая, кровоточащая. Но как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:Если ячего написал,есличегосказал —Тому винойглаза-небеса,любимоймоейглаза.