Русские сочинения - Маяковский В.В. - Разное - Юмор и сатира в стихах Маяковского.

Юмор и сатира в стихах Маяковского.

Юмор и сатира в стихах Маяковского.
Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. В начале сво-его творческого пути Маяковский критиковал, высмеивал, в основном, буржуев, их жизненные ценности, устоявшиеся принципы, уклады. Буржуазный мир казался ему чем-то жалким, гадким и уж никак не достойным примером для подражания. Очень ярко это выражено в стихотворении ''Нате!'', написанном в 1913году. В одном четве-ростишье Маяковский удивительно кратко и точно показывает натуру обывателей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Обыватели – люди, не имеющие духовных ценностей, им присущи лишь низменные интересы. Маяковский подобрал довольно яркое сравнение – человек и моллюск. Женщины, подобно устрицам, огородились от внешнего мира своими вещами, им хорошо внутри – они чувствуют себя тепло и безопасно, а больше им ничего и не надо.
Маяковский использует в своем творчестве множество сатирических приемов. Так, ирония прослеживается даже в названиях произведений поэта, например, ряд ''гимнов'': ''Гимн обеду'', ''Гимн судье'', ''Гимн критику'', ''Гимн ученому'', ''Гимн здо-ровью''. Всем известно, что под словом ''гимн'' обычно подразумевается что-то тор-жественное, величественное, важное. А в стихотворении под таким ''торжеств-енным'' названием никакой величественностью даже и не пахнет. Какой вырази-тельный прием. Ирония, которую нельзя не заметить. В своих ''Гимнах'' Маяковский показывает людей, которые не могут, не умеют радоваться жизни и завещают это другим, они стремятся сделать мир бесцветным и унылым. Особенно яркий сатири-ческий пафос слышится в стихотворении ''Гимн обеду''. Герои стихотворения – сы-тые люди, те самые люди, которые являются символом буржуазного мира. Очень интересный прием использовал в этом стихотворении Маяковский – тут вместо че-ловека действует желудок:
''Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!''
Своеобразным моментом в сатирическом творчестве Маяковского стала частуш-ка, написанная в 1917году: ''Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний при-ходит, буржуй''. Тут чувствуется желание раннего Маяковского направить свое творчество на службу новой власти. Отношения с этой самой властью складывались далеко не просто (в принципе, это отдельный разговор, так что не будем тут углуб-ляться, дабы не отходить от своей темы), но все же несомненно одно – Маяковский искренне верил в революцию. Такой вывод можно сделать из его автобиографии, где он написал: ''Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для дру-гих москвичей-футуристов) не было. Моя революция''. Теперь автор ставит в центр своих сатирических произведений других героев. В первую очередь, врагов револю-ции. Долгие годы эта тема оставалась важной для поэта, давая русской литературе все новые и новые произведения Маяковского. В первые годы после революции это стихи, которые писались на агитационных плакатах. Маяковский принимал участие в их создании не только как поэт, но и как художник-оформитель – ко многим его стихам прилагались рисунки. На этом этапе для Маяковского характерно использо-вание таких литературных приемов как гротеск, гипербола, пародия – так, некото-рые надписи напоминают мотивы известных в то время песен, например, ''Во Фран-цию два гренадера''. Герои этих песен – белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи – непременно в цилиндрах и с большими, отяжелевшими живо-тами. К новой жизни Маяковский предъявляет высокие требования и, видимо по-этому, многие сатирические стихи поэта показывают ее пороки. Например, стихо-творение ''О дряни'', которое приобрело большую популярность, показывает обыва-тельскую жизнь как нельзя лучше. Тут к Маяковскому будто бы возвращается прежний антиобывательский пафос: ''Страшнее Врангеля обывательский быт''. Вполне безобидные предметы быта, такие как самовар, домашние цветы, птица в клетке, приобретают значение символов нового мещанства и становятся зловещими. Маяковский разоблачает некоторое людское двуличье, высмеивает его. Так, напри-мер, женщина хочет купить платье с серпом и молотом не из-за советских идеалов и убеждений, а лишь для того, чтобы не показаться необразованной и темной, чтобы пощеголять на балу: ''И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете. В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?''. Подтверждение тому, что женщина эта, равно как и ее муж, является невежей – отложенная в сторо-ну газета, в которой опубликованы произошедшие в стране события: ''На ''Извес-тиях'' лежа, котенок греется''. Зачем же покупать газету, если ее никто не читает? Да просто обыватели хотят казаться умнее, чем они есть на самом деле. В финале сти-хотворения разворачивается гротескное действие – оживает портрет Маркса, кото-рый выступает с довольно странным призывом: ''Скорее головы канарейкам сверни-те, чтоб коммунизм канарейками не был побит!''. Надо отметить, что понятен этот призыв только после прочтения всего стихотворения, в котором канарейки приобре-ли значение символа мещанства.
В сатирическом стихотворении 1922г. ''Прозаседавшиеся'' Маяковский показывает негативные черты бюрократизма, волокиты, бесконечных заседаний. В гротескной форме поэт описывает долгое и муторное хождение просителя по инстанциям. Ха-рактерно то, что в стихотворении нет строгого размера стиха, наоборот – в нем слышны живые интонации разговорной речи. Комизм ситуации нарастает по мере развития сюжета, превращаясь постепенно в фантастическую картину раздвоивших-ся людей: ''Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать
Надо поспеть нам.
Поневоле приходится разорваться!''
Используя гиперболу, Маяковский высмеивает разнообразие заседаний: ''Заседают: — покупка склянки чернил Губкооперативом'', ''Все до 22 лет на заседании комсомола'', ''На заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома''. Сразу бросается в глаза нелепость, не-нужность и бессмысленность заседания из-за покупки баночки чернил. Этим автор хочет показать, на какие мелочи приходится тратить служебные часы, в то время, когда они нужны для разрешения более важных проблем. Стихотворение заканчива-ется фразой, ставшей своего рода крылатой: ''О, хотя бы еще одно заседание относи-тельно искоренения всех заседаний.''
Вся поэзия Маяковского пронизана сатирой и юмором. Он высмеивает обыва-тельский быт, осуждает чиновников, освещает волнующие его проблемы. Сатира становится сильным оружием, когда служит талантливому человеку, например, та-кому, как Маяковский.