Русские сочинения
-
Мольер Ж.Б.
-
Мещанин во дворянстве
-
Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и « Мещанин во дворянстве»
Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и « Мещанин во дворянстве»
В комедии «Скупой» использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта «Горшок». Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей. Герой комедии Гарпагон — воплощение скряжничества и вместе с тем целиком реальная фигура ростовщика XVII ст. Ради денег он готовый на все. Ему безразлично, что его дочурка Элиза влюбленная в Валеру, а сын Клеант влюблен в Марианну: он хочет отдать дочурку замуж за старого Ансельма, поскольку тот готов взять ее без приданого, а сына — за богатую вдову. Себе же он хочет взять за жену невесту сына Марианну, будучи уверенным, что деньги прибавят ему красоты, молодости и блеска.
Мольер показывает, насколько опасный Гарпагон, какой страшной есть власть денег. Ведь моральные основы молодых героев комедии также уже подались. Клеант ждет насмерть отца и принимает участие в похищении в того сундучка с деньгами, которую возвращает лишь в обмен на согласие Гарпагона оженить сына с Марианной. Марианна готова стать женой Гарпагона, так как рассчитывает на быструю смерть старика. Валер, лишь бы добиться руки Элизи, устраивается к Гарпагона управляющим и обманывает его как может. Власть денег настолько большая, что распутать имеющийся клубок противоречий могут лишь деньги.
Мольер уводит новый мотив, тайну рождения героев, который получит в XVIII ст. широкое распространение в драматургии. Оказывается, что Валера и Марианна — дети Ансельма, настоящее имя которого Томазо д’Альбурчи. Этот неаполитанский аристократ потерял свою семью во время катастрофы корабля, и вот через много лет он находит сына и дочурку, которые и не подозревали о том, что они родственники. Теперь Марианне не нужно искать богатого жениха, а Валера может взять Елизу и без приданого. Клеант, который получил от Гарпагона разрешение на брак с Марианной, обещает отцу возвратить сундучок с деньгами.
В образе Гарпагона с особой яркостью оказался классицистический подход к характеру, в котором разнообразие уступает перед единством, индивидуальное — перед обобщенно-типичным. Однако мольеровский подход к изображению характера дает огромный художественный эффект. Его характеры настолько значительные, что их имена становятся прозаичными. Прозаичным стало и имя Гарпагона на определение страсти к накоплению и предельному скряжничеству.
Последняя выдающаяся комедия Мольера « Мещанин-Шляхтич» (1670), написанная в жанре « комедии-балета»: по указанию короля к ней были введены турецкие танцы. Мольер умело вплел танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранив целостность ее структуры. Общий закон этой структуры заключается в том, что комедия характера возникает на фоне комедии обычаев.
Носители обычаев — это все герои комедии, за исключением главного действующего лица — Журдена. Сфера обычаев — обычаи, традиции общества. Персонажи могут выразить эту сферу только вместе, в совокупности (такими есть жена и дочурка Журдена, его слуги, учителе, аристократы Дорант и Доримена, которые хотят поживится, за счет богатства буржуа Журдена).
а). Они наделены характерными особенностями, но не характером. Черты эти, даже комически обостренные, все же не вызывают правдоподобия.
Журден, в отличие от персонажей комедии обычаев, выступает как комедийный характер. Особенность мольеривского характера заключается в том, что тенденция, которая существует на самом деле, приходится к такой степени концентрации, что герой выпадает из рамок естественного, «умного» порядка. Ими есть Дон Жуан, Альцест, Гарпагон, Тартюф, Оргон — герои наивысшей добропорядочности и преступления, мученики благородных страстей и глупые. Таким есть и Журден, буржуа, который решил стать дворянином. Сорок лет он жил в своем мире и не знал никаких противоречий. Этот мир был гармоническим, так как все в нем были на своих местах. Журден был достаточно умным, по-буржуазному сообразительным. Стремление попасть в мир дворян, которое стало характером буржуа Журдена, разрушает гармонический родственный быт. Журден становится вместе с тем и самодуром, тираном, который препятствует Клеонту вступить в брак из влюбленной Люсиль, дочуркой Журдена, лишь потому, что тот не дворянин, и наивный ребенок, которого легко обмануть, играя на его дворянских страстях. Журден вызывает и веселый смех, и смех сатирический, осуждающий.
Устами Клеонта изложенная идея пьесы: «Люди без укоров совести присваивают себе дворянское звание, — этот вид воровства, очевидно, стал обычным. Но я относительно этого, сознаюсь, более деликатный. Я думаю, что любой обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо обрекло родиться на свет, хвалиться в обществе выдуманным титулом, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, — это, как на меня, признак душевной низости».
Но эта идея заходит в разногласие с дальнейшим развитием сюжета комедии. Благородный Клеонт в конце пьесы, для того, лишь бы добиться разрешения Журдена на брак из Люсиль, выдает себя за сына турецкого султана, а честные госпожа Журден и Люсиль помогают ему в этом обмане. Обман удался, но в итоге побеждает Журден, так как заставил честных людей, своих родных и слуг вопреки их честности и порядочности обратиться к обману. Под влиянием Журденов мир изменяется. Это мир ограниченности, где властвуют деньги. Мольер направляет свой сатирический смех и против таких буржуа, как Журден, и против таких аристократов, как Дорант и Доримена. Но на каких началах стоит он сам? Мольер выходит из морали, которая выдается ему общечеловеческой, естественной.
Мольер показывает, насколько опасный Гарпагон, какой страшной есть власть денег. Ведь моральные основы молодых героев комедии также уже подались. Клеант ждет насмерть отца и принимает участие в похищении в того сундучка с деньгами, которую возвращает лишь в обмен на согласие Гарпагона оженить сына с Марианной. Марианна готова стать женой Гарпагона, так как рассчитывает на быструю смерть старика. Валер, лишь бы добиться руки Элизи, устраивается к Гарпагона управляющим и обманывает его как может. Власть денег настолько большая, что распутать имеющийся клубок противоречий могут лишь деньги.
Мольер уводит новый мотив, тайну рождения героев, который получит в XVIII ст. широкое распространение в драматургии. Оказывается, что Валера и Марианна — дети Ансельма, настоящее имя которого Томазо д’Альбурчи. Этот неаполитанский аристократ потерял свою семью во время катастрофы корабля, и вот через много лет он находит сына и дочурку, которые и не подозревали о том, что они родственники. Теперь Марианне не нужно искать богатого жениха, а Валера может взять Елизу и без приданого. Клеант, который получил от Гарпагона разрешение на брак с Марианной, обещает отцу возвратить сундучок с деньгами.
В образе Гарпагона с особой яркостью оказался классицистический подход к характеру, в котором разнообразие уступает перед единством, индивидуальное — перед обобщенно-типичным. Однако мольеровский подход к изображению характера дает огромный художественный эффект. Его характеры настолько значительные, что их имена становятся прозаичными. Прозаичным стало и имя Гарпагона на определение страсти к накоплению и предельному скряжничеству.
Последняя выдающаяся комедия Мольера « Мещанин-Шляхтич» (1670), написанная в жанре « комедии-балета»: по указанию короля к ней были введены турецкие танцы. Мольер умело вплел танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранив целостность ее структуры. Общий закон этой структуры заключается в том, что комедия характера возникает на фоне комедии обычаев.
Носители обычаев — это все герои комедии, за исключением главного действующего лица — Журдена. Сфера обычаев — обычаи, традиции общества. Персонажи могут выразить эту сферу только вместе, в совокупности (такими есть жена и дочурка Журдена, его слуги, учителе, аристократы Дорант и Доримена, которые хотят поживится, за счет богатства буржуа Журдена).
а). Они наделены характерными особенностями, но не характером. Черты эти, даже комически обостренные, все же не вызывают правдоподобия.
Журден, в отличие от персонажей комедии обычаев, выступает как комедийный характер. Особенность мольеривского характера заключается в том, что тенденция, которая существует на самом деле, приходится к такой степени концентрации, что герой выпадает из рамок естественного, «умного» порядка. Ими есть Дон Жуан, Альцест, Гарпагон, Тартюф, Оргон — герои наивысшей добропорядочности и преступления, мученики благородных страстей и глупые. Таким есть и Журден, буржуа, который решил стать дворянином. Сорок лет он жил в своем мире и не знал никаких противоречий. Этот мир был гармоническим, так как все в нем были на своих местах. Журден был достаточно умным, по-буржуазному сообразительным. Стремление попасть в мир дворян, которое стало характером буржуа Журдена, разрушает гармонический родственный быт. Журден становится вместе с тем и самодуром, тираном, который препятствует Клеонту вступить в брак из влюбленной Люсиль, дочуркой Журдена, лишь потому, что тот не дворянин, и наивный ребенок, которого легко обмануть, играя на его дворянских страстях. Журден вызывает и веселый смех, и смех сатирический, осуждающий.
Устами Клеонта изложенная идея пьесы: «Люди без укоров совести присваивают себе дворянское звание, — этот вид воровства, очевидно, стал обычным. Но я относительно этого, сознаюсь, более деликатный. Я думаю, что любой обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо обрекло родиться на свет, хвалиться в обществе выдуманным титулом, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, — это, как на меня, признак душевной низости».
Но эта идея заходит в разногласие с дальнейшим развитием сюжета комедии. Благородный Клеонт в конце пьесы, для того, лишь бы добиться разрешения Журдена на брак из Люсиль, выдает себя за сына турецкого султана, а честные госпожа Журден и Люсиль помогают ему в этом обмане. Обман удался, но в итоге побеждает Журден, так как заставил честных людей, своих родных и слуг вопреки их честности и порядочности обратиться к обману. Под влиянием Журденов мир изменяется. Это мир ограниченности, где властвуют деньги. Мольер направляет свой сатирический смех и против таких буржуа, как Журден, и против таких аристократов, как Дорант и Доримена. Но на каких началах стоит он сам? Мольер выходит из морали, которая выдается ему общечеловеческой, естественной.