Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — это энциклопедия русской жизни. Свое произведение Н. А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной.
В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется весело, вольготно на Руси». И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым. И эта встреча завершает поиски того, «кто счастлив на Руси», и придает поэме законченный характер.
Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка. Семья жила бедно и, если бы не крестьяне, Гриша и его брат Савва давно бы умерли с голоду:
… Благо — хлебушком
Вахлак делился с Домною
Давно в земле истлели бы
Ее родные деточки,
Не будь рука вахлацкая
Щедра чем бы послал.
О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая». В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у кого–нибудь попросит…», а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в семинарии:
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно…
Там было не лучше, чем в доме. Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель, «который им выдавался по утрам». И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались», благодаря «мужикам и Власу — крестному». И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу». Гриша любит свой народ. Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает, какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа». В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти:
Другая — тесная,
Дорога честная
А по этой дороги идут люди, которые борятся за счастье народа. По ней идти трудно, и ен каждый выберет эту дорогу. Григорий Добросклонов выбрал именно этот путь. Путь за который:
Судьба ему готовила
Путь славный,
Имя громкое
Народного заступника
Чахотку и Сибирь.
Некрасов хочет показать в истории Добросклонова чистое сердце, любовь к народу, смелость духа и то, что он борется за счастье народа:
Немало Русь уж выслала
Сынов своих отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала…
Григорий Добросклонов — это посланец народа. Народ сам послал его бороться за счастье и свободу крестьян:
Как ни темна вахлачина,
Как не забита барщиной
И рабством – и она
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове такого посланца.
арщиной
И рабством – и она
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове такого посланца.
Мы видим, что народ не будет сидеть сложа руки, а будет бороться за свое освобождение.
Гриша идет по трудной дороге и он знает, что народ поддержит его. Об этом говорят его песни; а эти песни близки народу, так как они сложены о народе, о его несчастной доле. И Гриша верит в народную силу:
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Гриша Добросклонов — это революционер-демократ. Он по истине счастливый человек, потому что он имеет великую цель в жизни.
Цель эта — борьба за счастье народа.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н. Некрасов
Николая Алексеевича Некрасова называют певцом женской доли. Многие его произведения посвящены этой теме. Лучшим среди них, на мой взгляд, является поэма «Русские женщины».
Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.
Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.Поэма композиционно делится на две части. В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь. В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию… Сон прерывается суровой страшной правдой — печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, «забытой Богом стороны».
Исчезли радужные сны.
Пред нею ряд картин
Забытой Богом стороны:
Суровый господин
И жалкий труженик-мужик
С понурой головой…
Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного «царства нищих и рабов» помогает Трубецкой, исполненной «наивного ужаса», понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,— понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу:
У вас седая голова,
А вы еще дитя!
Вам наши кажутся права
Правами — не шутя.
Нет! ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? Подпишу!
И живо — лошадей!..
Подпишу!
И живо — лошадей!..
На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:
не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины иной,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к Родине любовь —
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрывается героический характер русской женщины. Воспоминания, о Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение:
Будь проклят мрачный дом,
Где первую кадриль:
Я танцевала… Та рука
Досель мне руку жжет…
Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили старого вояку-губернатора, он восклицает:
Я вас в три дни туда домчу…
Закончив работу над первой частью поэмы, Некрасов приступил ко второй — «Княгиня Волконская», пользуясь фактами из записок княгини. Поэт создает одновременно пленительный и героический, самоотверженный и благородный образ русской женщины. В начале поэмы он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой — «царицею бала», увлекшей молодежь «голубым огнем» своих глаз. Он рассказывает о ее браке с Сергеем Волконским, которого она почти не знала, провела лишь первые недели совместной жизни. Сергей не решился посвятить свою юную жену в заговор, она стала догадываться о нем лишь в последний момент, когда при ней муж жег компрометирующие документы. Перенесенное несчастье показало внутреннюю силу характера Волконской. Узнав о трагической судьбе мужа, она не растерялась:
Пусть беда велика,
Не все потеряла я в мире.
Сибирь так ужасна, Сибирь далека.
Но люди живут и в Сибири?..
Встреча в каземате крепости с мужем окончательно укрепила ее и придала новые силы. Однако Некрасов показывает, что не одна любовь к мужу заставила принять Волконскую свое решение: муж стал для нее героем-патриотом, борцом за честь и свободу Отечества.
Я тихо шепнула: «Я все поняла.
Люблю тебя больше, чем прежде…»
«Что делать? И в каторге буду я жить
(Покуда мне жизнь не наскучит)»
«Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить?
(Ведь каторга нас не разлучит?)
«Так вот ты какая!» — Сергей говорил…
Даже муж удивлен самоотверженностью молодой женщины. Выдержав нелегкую борьбу с семьей, Волконская пишет царю о своем решении последовать за мужем. В «элегантном» и лицемерном ответе Николая она прочла тяжесть своей будущей жизни, отсутствие надежды на возвращение. Несмотря на это, Волконская решается ехать. С большой душевной болью оставляет она сына, прощается с родными:
Не знаю, как мне удалось устоять.
Чего натерпелась я… Боже!.. Была из-под Киева вызвана мать,
И братья приехали тоже;
Отец «образумить» меня приказал.
риказал.
Они убеждали, просили,
Но волю мою сам Господь подкреплял,
Их речи ее не сломили.
«Смелое терпение» проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и «горькие стоны» матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, «подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь» и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Это уже не прежняя мечтательно-веселая, избалованная успехом светская девушка, а закаленная испытаниями, умудренная горестными событиями женщина-патриотка. При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности и благословляя этим подвиг и самоотверженность участников восстания.
Он много страдал, и умел он страдать!..
Невольно пред ним я склонила
Колени — и, прежде чем мужа обнять.
Оковы к губам приложила!..
Доходчиво, без затей, с пафосом и гордостью за Родину, имеющую таких сыновей и дочерей, повествует Некрасов об этом. Каждый, впервые обратившийся к поэме, испытывает те же чувства гордого восхищения, что и автор, создавший это произведение. Замечательное время, замечательные люди! Нам есть чем гордиться в своей истории, есть с кого брать пример высокой гражданственности.
В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется весело, вольготно на Руси». И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым. И эта встреча завершает поиски того, «кто счастлив на Руси», и придает поэме законченный характер.
Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка. Семья жила бедно и, если бы не крестьяне, Гриша и его брат Савва давно бы умерли с голоду:
… Благо — хлебушком
Вахлак делился с Домною
Давно в земле истлели бы
Ее родные деточки,
Не будь рука вахлацкая
Щедра чем бы послал.
О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая». В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у кого–нибудь попросит…», а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в семинарии:
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно…
Там было не лучше, чем в доме. Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель, «который им выдавался по утрам». И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались», благодаря «мужикам и Власу — крестному». И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу». Гриша любит свой народ. Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает, какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа». В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти:
Другая — тесная,
Дорога честная
А по этой дороги идут люди, которые борятся за счастье народа. По ней идти трудно, и ен каждый выберет эту дорогу. Григорий Добросклонов выбрал именно этот путь. Путь за который:
Судьба ему готовила
Путь славный,
Имя громкое
Народного заступника
Чахотку и Сибирь.
Некрасов хочет показать в истории Добросклонова чистое сердце, любовь к народу, смелость духа и то, что он борется за счастье народа:
Немало Русь уж выслала
Сынов своих отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала…
Григорий Добросклонов — это посланец народа. Народ сам послал его бороться за счастье и свободу крестьян:
Как ни темна вахлачина,
Как не забита барщиной
И рабством – и она
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове такого посланца.
арщиной
И рабством – и она
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове такого посланца.
Мы видим, что народ не будет сидеть сложа руки, а будет бороться за свое освобождение.
Гриша идет по трудной дороге и он знает, что народ поддержит его. Об этом говорят его песни; а эти песни близки народу, так как они сложены о народе, о его несчастной доле. И Гриша верит в народную силу:
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Гриша Добросклонов — это революционер-демократ. Он по истине счастливый человек, потому что он имеет великую цель в жизни.
Цель эта — борьба за счастье народа.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н. Некрасов
Николая Алексеевича Некрасова называют певцом женской доли. Многие его произведения посвящены этой теме. Лучшим среди них, на мой взгляд, является поэма «Русские женщины».
Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.
Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.Поэма композиционно делится на две части. В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь. В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию… Сон прерывается суровой страшной правдой — печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, «забытой Богом стороны».
Исчезли радужные сны.
Пред нею ряд картин
Забытой Богом стороны:
Суровый господин
И жалкий труженик-мужик
С понурой головой…
Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного «царства нищих и рабов» помогает Трубецкой, исполненной «наивного ужаса», понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,— понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу:
У вас седая голова,
А вы еще дитя!
Вам наши кажутся права
Правами — не шутя.
Нет! ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? Подпишу!
И живо — лошадей!..
Подпишу!
И живо — лошадей!..
На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:
не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины иной,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к Родине любовь —
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрывается героический характер русской женщины. Воспоминания, о Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение:
Будь проклят мрачный дом,
Где первую кадриль:
Я танцевала… Та рука
Досель мне руку жжет…
Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили старого вояку-губернатора, он восклицает:
Я вас в три дни туда домчу…
Закончив работу над первой частью поэмы, Некрасов приступил ко второй — «Княгиня Волконская», пользуясь фактами из записок княгини. Поэт создает одновременно пленительный и героический, самоотверженный и благородный образ русской женщины. В начале поэмы он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой — «царицею бала», увлекшей молодежь «голубым огнем» своих глаз. Он рассказывает о ее браке с Сергеем Волконским, которого она почти не знала, провела лишь первые недели совместной жизни. Сергей не решился посвятить свою юную жену в заговор, она стала догадываться о нем лишь в последний момент, когда при ней муж жег компрометирующие документы. Перенесенное несчастье показало внутреннюю силу характера Волконской. Узнав о трагической судьбе мужа, она не растерялась:
Пусть беда велика,
Не все потеряла я в мире.
Сибирь так ужасна, Сибирь далека.
Но люди живут и в Сибири?..
Встреча в каземате крепости с мужем окончательно укрепила ее и придала новые силы. Однако Некрасов показывает, что не одна любовь к мужу заставила принять Волконскую свое решение: муж стал для нее героем-патриотом, борцом за честь и свободу Отечества.
Я тихо шепнула: «Я все поняла.
Люблю тебя больше, чем прежде…»
«Что делать? И в каторге буду я жить
(Покуда мне жизнь не наскучит)»
«Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить?
(Ведь каторга нас не разлучит?)
«Так вот ты какая!» — Сергей говорил…
Даже муж удивлен самоотверженностью молодой женщины. Выдержав нелегкую борьбу с семьей, Волконская пишет царю о своем решении последовать за мужем. В «элегантном» и лицемерном ответе Николая она прочла тяжесть своей будущей жизни, отсутствие надежды на возвращение. Несмотря на это, Волконская решается ехать. С большой душевной болью оставляет она сына, прощается с родными:
Не знаю, как мне удалось устоять.
Чего натерпелась я… Боже!.. Была из-под Киева вызвана мать,
И братья приехали тоже;
Отец «образумить» меня приказал.
риказал.
Они убеждали, просили,
Но волю мою сам Господь подкреплял,
Их речи ее не сломили.
«Смелое терпение» проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и «горькие стоны» матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, «подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь» и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Это уже не прежняя мечтательно-веселая, избалованная успехом светская девушка, а закаленная испытаниями, умудренная горестными событиями женщина-патриотка. При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности и благословляя этим подвиг и самоотверженность участников восстания.
Он много страдал, и умел он страдать!..
Невольно пред ним я склонила
Колени — и, прежде чем мужа обнять.
Оковы к губам приложила!..
Доходчиво, без затей, с пафосом и гордостью за Родину, имеющую таких сыновей и дочерей, повествует Некрасов об этом. Каждый, впервые обратившийся к поэме, испытывает те же чувства гордого восхищения, что и автор, создавший это произведение. Замечательное время, замечательные люди! Нам есть чем гордиться в своей истории, есть с кого брать пример высокой гражданственности.