Есть женщины в русских селеньях...
«Есть женщины в русских селеньях...»
(По произведениям Н. А. Некрасова)Я лиру посвятил народу своему.Н. А. НекрасовВо многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.Постоянное внимание поэта к русским женщинам отра-зилось даже в названиях некрасовских стихотворений: «Русские женщины», «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо».Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! —говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился… Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка.В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок.Когда-то в молодости она:Красотою дивила, была и ловка, и сильна,но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке:Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».Тяжелый труд, однако, не сломил ее:И добрая работницаИ петь-плясать охотницаЯ смолоду была… —говорит о себе Матрена.В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы:Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. «Во мне, —говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой».Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: «Не дело — между бабами счастливую искать».Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет «с гневом на сердце». Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
(По произведениям Н. А. Некрасова)Я лиру посвятил народу своему.Н. А. НекрасовВо многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.Постоянное внимание поэта к русским женщинам отра-зилось даже в названиях некрасовских стихотворений: «Русские женщины», «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо».Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! —говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился… Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка.В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок.Когда-то в молодости она:Красотою дивила, была и ловка, и сильна,но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке:Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».Тяжелый труд, однако, не сломил ее:И добрая работницаИ петь-плясать охотницаЯ смолоду была… —говорит о себе Матрена.В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы:Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. «Во мне, —говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой».Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: «Не дело — между бабами счастливую искать».Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет «с гневом на сердце». Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.