Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Кому на Руси жить хорошо - «Кому на Руси жить хорошо» – зеркало крестьянской жизни

«Кому на Руси жить хорошо» – зеркало крестьянской жизни

Н. А. Некрасов задумал написать «эпопею крестьянской жизни». Но когда произведение вышло в свет, стало ясно, что оно отражает не только жизнь крестьянства. Эта поэма стала настоящей энциклопедией всей русской жизни, «народной книгой», понятной народу, правдивой и яркой. В ней автор воссоздал широкую панораму дореформенной и послереформенной России, показал перемены, которые произошли в стране.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это не поэма о герое или героях, это эпос народной жизни, раскрывающий основные ее стороны, все ее многообразие. Автор стремился в своем произведении дать не только ответ на вопрос, поставленный в заглавии, но и на вопрос о том, куда идет Россия, каковы дальнейшие пути развития народа, каково его будущее. Для того чтобы лучше раскрыть психологию русского крестьянина, поэт показывает условия, в которых складывалась жизнь людей. Здесь мы видим и картины недавнего прошлого, времена реформ и пореформенную жизнь, получаем возможность заглянуть в будущее, предугадать дальнейший ход событий. В своей поэме Некрасов противопоставил два мира, две сферы жизни — мир господ, помещиков, крепостников и мир русского крестьянства. Несколько правдоискателей отправляются на поиски счастливых людей. В их представлении счастье должно быть у представителей господствующего класса, так как сами они относятся к простому народу и счастья в своей жизни никогда не видели. Это становится понятным уже из названий деревень, из которых вышли мужики:

* Семь временнообязанных,
* Подтянутой губернии,
* Уезда Терпигорева,
* Пустопорожней волости.
* Из с меленых деревень
* Заплатова, Дырявина, Разутова,
* Знобишина, Горелова,
* Неелова, Неурожайна тож.

Странники отправляются к помещикам, и взгляду читателя открываются яркие образы господ. Мы видим и «кругленького», «румяненького», «пузатенького» Оболта-Оболдуева, имеющего «ухватки молодецкие» и испытывающего пристрастие к псовой охоте; и князя Утятина с хищным взглядом, «клювом, как у ястреба» вместо носа, дикого самодура, в образе которого соединились черты паралитика и сумасшедшего. Встречаем мы также еще более жестокого помещика Поливанова, который нещадно сечет и топчет ногами своих дворовых, прогоняет «нагишом» из дома свою дочь и ее высеченного плетью мужа; помещика-офицера Шалашникова, который жестоко порет своих крестьян; омерзительного пана Глуховского, кровожадного истязателя своих подчиненных.

Перед нами проходит целый ряд озлобленных, недовольных новыми порядками представителей верхов. В народе они называются «счастливцами», хотя на самом деле счастливых среди них нет. Более того, все они чувствуют свою обреченность, шаткость своего положения, бессилие что-то вернуть или изменить. Не чувствует себя счастливым и сельский поп — человек чуткий и добрый, хозяйственный и деловитый. В ответ на вопрос «Сладка ли жизнь поповская?» рассказывает путникам о своих скудных доходах, о том, что в новые времена у духовенства нет ни покоя, ни богатства, ни чести, то есть всего того, из чего, по его мнению, слагается счастье.

то есть всего того, из чего, по его мнению, слагается счастье.

Но все-таки наиболее несчастным, обездоленным и страдающим выступает в поэме низший класс. Самые разнообразные представители русского народа предстают перед нами: это люди разных профессий, занятий, возрастов, характеров. Тут и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Тут и бабы, девки, мужики со скалкой, молодушка, старуха, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, вахлаки и многие другие. Это настоящее народное море — шумное, бурливое, необозримое и… страдающее. Страдающее от несправедливости жизни, в которой они, трудолюбивые, добрые, честные, искренние люди, должны влачить жалкое существование и терпеть унижение от самодуров-помещиков. Сознание крестьянства наиболее ярко выражает Яким Нагой, который справедливо говорит о мужиках: «люди мы великие». Осознание своего величия, понимание того, что трудом крестьянским живет вся страна, а сам крестьянин при этом нищенствует, вызывает их гневный протест:

* У каждого крестьянина
* Душа что туча черная
* Гневна, грозна — и надо бы
* Громам греметь оттудова,
* Кровавым лить дождям…
В образе Якима перед нами предстает еще один слой русского народа — потенциальные революционеры, борцы за свободу народа.

* Эй, царство ты мужицкое,
* Бесшапочное, пьяное,
* Шуми — вольней шуми!

Эти слова Нагого — яркое свидетельство тоге, что в России в период реформы готова была разразиться народная революция, которая в силу различных причин потухла, так и не успев разгореться. «А все вином кончается», — так характеризует Яким слабость крестьянского протеста. Рисуя многообразие крестьянского мира, Н. А. Некрасов создает яркий образ Савелия, «богатыря святорусского», в котором воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского человека — былинные, героические черты. Каждого из нас сразу покоряет свободолюбие и могучая сила Савелия, который ходила одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность ютоять за народ, его душевное благородство и мужество:

* И гнется, да не ломится,
* Не ломится, не валится…
* Ужель не богатырь?

Но вовсе не обязательно обладать богатырской внешностью, чтобы быть сильным и стойким ко всем жизненным трудностям человеком. (С этом свидетельствуют в поэме образы русских женщин, таких как Матрена Тимофеевна Корчагина — умная, красивая, гордая женщина, сильный характер которой закалился в многочисленных жизненных трудностях:

* Ногами я не топтана,
* Веревками не вязана,
* Иголками не колота.
* По мне — тиха, невидима,
* Прошла гроза душевная,
* По мне обиды смертные
* Прошли не отплаченные…

Годами копится гнев крестьянки, но, не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми крестьяне «надрожалися». Показывая те несчастья и лишения, через которые пришлось пройти героине, автор дает понять, что судьба Матрены — это судьба миллионов таких же русских женщин, судьба великого русского народа.

ения, через которые пришлось пройти героине, автор дает понять, что судьба Матрены — это судьба миллионов таких же русских женщин, судьба великого русского народа. Некрасов видел в народе силу, способную осуществить великие

перемены в стране:

* Рать поднимается — Неисчислимая.
* Сила в ней скажется Несокрушимая!

Но пока русский народ находится только лишь на пути к «пиру на весь мир». Поэт видит счастливое будущее страны в единении крестьянства и интеллигенции, которая борется и страдает «за обойденного, за угнетенного». Именно с этой целью он вводит в повествование образ интеллигента-революционера Гриши Добросклонова, который точно знает, что счастье народное может быть достигнуто только в результате всеобщей борьбы за народные интересы.

* Ему судьба готовила
* Путь славный, имя громкое.

Но и такие революционеры, как Добросклонов, в одиночку, без народа не могут добиться желаемого. Только совместные усилия революционеров и народа, «который учится быть гражданином», могут, по мнению Некрасова, вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. Н. А. Некрасов полностью выполнил поставленную перед собой задачу. Он не успел закончить свое произведение.

Но, несмотря на это, «Кому на Руси жить хорошо» стала поистине народной поэмой-эпопеей: и по своему идейному звучанию, и по масштабности изображения современной ему народной жизни, и по постановке важнейших вопросов времени, и по героическому пафосу, и по широкому использованию поэтических традиций русского народного творчества, и по близости поэтического языка к живым речевым формам. Поэт достоверно и точно отобразил в поэме все стороны русской жизни. И потому, знакомясь с этим великим произведением, мы в полной мере узнаем достоверную историю целой эпохи в жизни России.