Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Кому на Руси жить хорошо - Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").

Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").

" Люди холопского звания" (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

Поэма«Кому на Руси жить хорошо» -вершинатворчества Некрасова. Это произведениеграндиозное по широте замысла, правдивос-ти, яркости и многообразию типов. Сюжетпоэмы близок к народному сказу о поискахсчачтья и правды. Но двинувшиеся в путькрестьяне-- не странники-богомольцы. Онисимвол тронувшейся с места, очнувшейсяРоссии. Все люди, с которыми встречаютсясемь мужиков, разные: одни счастливые, дру-гие нет; бедные и состоятельные; бунтари и«рабы». О последних хочется поговоритьотдельно.Наряду с крестьянами, осознающими ужасрабской жизни, были и такие, которые свык-лись со своим бесправным положением, хо-лопы по убеждению.Яков Верный-холоп при-мерный.Обиженный жестоким помещиком, Яковв отместку кончает жизнь самоубийством убарина на глазах.В поэме Некрасов созда-ёт и образы холопов не только по положе-нию, но и по своей психологии. Такой идворовый князя Переметьева, который счас-тлив, вылизывая тарелки и допивая из рю-мок иностранное вино.

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена-раба любимая… Он молится:

«Оставь мне, господи,

Болезнь мою почётную,

По ней я дворянин!»Близки к холопам Клим и Ипат- люди кня-зя Утятина. Один называет себя рабом, не-достойным, а барина-князюшкой.Другому далоценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,+

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, кото-рые за деньги способны предать своихтоварищей-крестьян. Таким был Егорка Шу-тов. За службу в полиции его избивали вовсех деревнях, где он появлялся. Выражаяобщее мнение людей о шпионах, Влас, одиниз влиятельных крестьян, замечает по ад-ресу Егорки:

Ай служба-должность подлая!..

Гнусь человек!-Не бить его,

Так уже кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещаниеоб освобождении восьми тысяч душ.Рассказо крестьянском грехе повествуется Игна-тием вслед за легендой Ионушки «О двухвеликих грешниках».Рассказ даётся в под-тверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а всё не быть ему

Против греха крестьянского.Грех предательский-самый тяжёлый грех:

Всё прощает бог,

А Иудии грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за что тебе вечно маятся! Для чего же Некрасов показал столько ти-пов крестьян-холопов? Крепостное право«калечит», делает из людей либо подхали-мов, либо горьких пьяниц, разбойников, ахуже всего-предателей. Реформа 1861 годане улучшила положение народа, и недаромкрестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана… Явление«холопство», если так можно выра-зиться, можно встретить и в наше время.Большинство таких людей-«холопы» по пси-хологии. «Холопство» пока неискоренено исуществует повсюду.#