Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».
В беде — не сробеет, — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.
Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!
А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.
Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..
Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр Савелий отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь… Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» — спрашивает несчастная. «Ты — крепостная женщина!» — и это звучит окончательным приговором.
И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.
»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:
Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали
Филиппушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям. Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные качества, которые прежде всего подчеркивает Некрасов в русской крестьянке. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там — «сборище Иуд, а женщины — рабы».
Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили...
Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:
За неряху пойдешь мужика.
у пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
«Кто ж защитит тебя?» — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!
Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».
В беде — не сробеет, — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.
Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!
А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.
Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..
Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр Савелий отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь… Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» — спрашивает несчастная. «Ты — крепостная женщина!» — и это звучит окончательным приговором.
И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.
»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:
Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали
Филиппушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям. Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные качества, которые прежде всего подчеркивает Некрасов в русской крестьянке. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там — «сборище Иуд, а женщины — рабы».
Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили...
Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:
За неряху пойдешь мужика.
у пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
«Кто ж защитит тебя?» — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!