Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Мир господ в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Мир господ в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Первоначально крестьяне собирались искать счастливого среди помещиков, чиновников, купцов, министров и даже должны были добраться до царя. Но постепенно на первое место выдвинулся народ, а галерея представителей господ, начатая с изображения попа и помещика, осталась незавершенной.
Первым, кого встречают крестьяне, оказывается Поп. Интересно, что Поп показан вовсе не отвратительным. Этот сельский священник откровенно и искренне признается, что благосостояние духовенства связано с прежним доверием населения к церкви, с прежним почтением к священнослужителям, с верой в бога, которая с отменой крепостного права постепенно слабеет и гаснет. А отсюда сокращающиеся доходы церкви. Поп жалуется, что ему часто самому приходится работать на земле, чтобы поддержать семью.
Но уже образ помещика Оболт-Оболдуева изображен с резким сатирическим нажимом. Возвышаясь до трагического гротеска, Некрасов размашистыми мазками, как на народных лубочных картинах, создает целую галерею настоящих помещиков-деспотов. Сожаления о прошлой жизни Оболт-Оболдуева выдают его самого, его паразитизм, жестокость, деспотизм, самодурство: «Летело время соколом, дышала грудь помещика свободно и легко. Кого хочу — помилую, кого хочу — казню. Закон — мое желание. Кулак — моя полиция!».
Утятин из второй части «Последыш» — это деспот, самодур, впавший в идиотизм, не примирившийся с отменой крепостного права и заставляющий разыгрывать крестьян и своих родственников глупую комедию. Но то, что крестьяне принимают участие в этом спектакле, показывает и невысокую степень гражданского развития народа.
Не менее ужасен и образ помещика Шалашникова, выколачивающего из крестьян оброк жестокой поркой.
К галерее образов угнетателей народа можно отнести и немца Фогеля,- которого крестьяне за жестокость зарыли в землю живым.
Первым, кого встречают крестьяне, оказывается Поп. Интересно, что Поп показан вовсе не отвратительным. Этот сельский священник откровенно и искренне признается, что благосостояние духовенства связано с прежним доверием населения к церкви, с прежним почтением к священнослужителям, с верой в бога, которая с отменой крепостного права постепенно слабеет и гаснет. А отсюда сокращающиеся доходы церкви. Поп жалуется, что ему часто самому приходится работать на земле, чтобы поддержать семью.
Но уже образ помещика Оболт-Оболдуева изображен с резким сатирическим нажимом. Возвышаясь до трагического гротеска, Некрасов размашистыми мазками, как на народных лубочных картинах, создает целую галерею настоящих помещиков-деспотов. Сожаления о прошлой жизни Оболт-Оболдуева выдают его самого, его паразитизм, жестокость, деспотизм, самодурство: «Летело время соколом, дышала грудь помещика свободно и легко. Кого хочу — помилую, кого хочу — казню. Закон — мое желание. Кулак — моя полиция!».
Утятин из второй части «Последыш» — это деспот, самодур, впавший в идиотизм, не примирившийся с отменой крепостного права и заставляющий разыгрывать крестьян и своих родственников глупую комедию. Но то, что крестьяне принимают участие в этом спектакле, показывает и невысокую степень гражданского развития народа.
Не менее ужасен и образ помещика Шалашникова, выколачивающего из крестьян оброк жестокой поркой.
К галерее образов угнетателей народа можно отнести и немца Фогеля,- которого крестьяне за жестокость зарыли в землю живым.