Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Мир крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Мир крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Крестьяне в поэме даны как в массе, так и в образах конкретных лиц. Они делятся на две контрастные группы.
К первой относятся крестьяне-холопы. Это духовные лакеи, отравленные ядом рабства, человеческое достоинство которых убито веками крепостничества. Они готовы целовать руку, бьющую их: «Люди холопского звания сущие псы иногда. Чем тяжелей наказание, тем им милей господа». К холопам относятся лакей князя Утятина Ипат, восторгающийся своим барином. Лакей князя Переметьева в главе «Счастливые», хвастающий своей дворянской болезнью — подагрой. Яков Верный — холоп примерный, который повесился, чтобы отомстить барину за несправедливое отношение. Глеб — староста, продавший за деньги «Вольную» 8 тыс. крестьян. «Грех» предательства — тягчайшее преступление перед народом, которое повергло слушающих крестьян в уныние, воплощенное в песне «Голодная», и которое рассеял Гриша, объяснив, что всему виною «крепь».
Крестьянам-холопам противопоставлены крестьяне-труженики, правдоискатели и свободолюбы. Среди них выделяются несколько типов.
1. Крестьяне-правдоискатели из Пролога. Они показаны эпически едиными, что подчеркнуто их хоровыми монологами. Благодаря этому снимается необходимость анализа внутреннего мира и психологического портрета каждого из них. Но зато у всех семерых выявлены лучшие народно-национальные черты: пытливость, жажда справедливости, трудолюбие, привязанность к земле и семейному очагу, любовь к природе, способность отрешиться от своих индивидуальных интересов ради достижения высокой общественной цели. Все они слиты с народной средой, народными массами. Эти семеро мужиков напоминают хор в античной трагедии, но если хор не влияет на действие, то некрасовские правдоискатели — прямые участники действия.
2. Яким Нагой из главы «Пьяная ночь». Этот защитник народной чести объясняет, почему крестьяне пьют вино («Мы до смерти работаем, до полусмерти пьем») и показывает, что понимает, кто наживается на крестьянском труде. Яким — честный труженик-пахарь, слитый с сохой и землей. Перед нами крестьянин, который, несмотря на свою физическую неприглядность, любит искусство и спасает из пожара не деньги, а картины. Это первый в русской литературе образ политически сознательного крестьянина, понимающего величие народа и остроту социальных противоречий.
3. Ермил Гирин из главы «Счастливые». Он защитник народных интересов. Работая писарем и старостой, показал себя честным и неподкупным, и крестьяне, зная его честность, собрали ему деньги на покупку мельницы. А когда он без очереди отдал в солдаты сына одинокой крестьянки вместо своего брата, то угрызения совести заставили Ермилу просить всенародного прощения. В его образе утверждается единство народного мира и народного героя.
4. Матрена Тимофеевна Корчагина, отстаивающая свое женское и человеческое достоинство. По истории своей жизни, а также психологически она близка образу Дарьи из поэмы «Мороз-Красный Нос». Это русская женщина, которая вопреки беспощадным ударам судьбы (сын растерзан свиньями, а мужа отдали в рекруты), сумела сохранить свое достоинство, душевное богатство и физическую красоту.
ьями, а мужа отдали в рекруты), сумела сохранить свое достоинство, душевное богатство и физическую красоту. Важно, что рассказ о женской доле впервые в русской литературе доверено вести женщине-крестьянке.
Ее рассказ о себе — это исповедь женской крестьянской души. Впервые крестьянка показана мыслительницей, человеком глубокого ума и сильной воли, доказывающим свое великое право на женское и общечеловеческое счастье. А в ее словах: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — впервые в русской литературе раскрывается психологическая глубина и сложность внутреннего мира женщины-крестьянки: потупленная голова — признак смирения, а гневное сердце — признак мятежности; т. е., в сознании крестьянки совмещается несовместимое. В этом проявляется реалистичность образа Матрены Тимофеевны.
5. Крестьяне — стихийные бунтари и мстители за справедливость. Это Савелий и разбойник Кудеяр. Богатырь Савелий наделен былинными героическими чертами: хаживал в одиночку на медведя. Ему свойственно презрение к рабской покорности, к лакейскому духу («Клейменый, да не раб»); мужество, вольнолюбие, готовность к борьбе с угнетателями (именно он засыпал немца Фогеля, за что и отбыл на каторге 20 лет). Но народ не поддержал его, и богатырь Савелий оказался в одиночестве. В этом его трагедия. После гибели маленького Демушки Савелий пришел к религиозным настроениям. В его образе воплощен не подвиг победы, а подвиг стойкости и одновременно страдания. Это
Образ могучей силы и тяжелой каторжной судьбы. В его образе, как и в нарисованном им образе народного богатыря, воплощены сила и слабость русского крестьянства. И в характере Савелия Некрасов тоже подчеркивал психологическую сложность: с одной
Стороны — бунтарь, с другой — проповедник религиозного смирения.
Атаман Кудеяр—мститель, борец за справедливость, который по легенде очистился от грехов лишь после убийства им пана Глуховокого. В его образе заключен авторский призыв крестьянству: расправиться с деспотами и угнетателями и тем самым очистить свою совесть перед Богом.
6. Образ народного заступника Григория Добросклонова. Этот новый герой появляется в последней четвертой части в момент подавленности крестьян, запевших песню «Голодная» после того, как услышали легенду о страшном крестьянском грехе — грехе
Предательства. Значит, противоречия в мышлении народа настолько сильны, что крестьяне не смогут добиться счастья без помощи людей развитого сознания. Именно таким развитым и образованным и представлен Гриша среди собравшихся крестьян.
Сын деревенского дьячка, рано осиротевший, он учится в семинарии, не теряя связь с бедным крестьянством.
Лучшие черты его морально-психологического облика: связь с землей, тяга к знаниям, оптимизм, уважение к труду и готовность к самопожертвованию.
Интересно, что имущественно богатые герои поэмы показаны несчастными по своей неудовлетворенности и в глазах крестьян, начавших понимать, что иметь только материальный достаток не означает быть счастливым. Для полного счастья не достаточно только внешнего благополучия.
астья не достаточно только внешнего благополучия. В этом свете образ Гриши как единственного бесспорного счастливца выглядит особенно интересно. Можно не иметь внешнего покоя и богатства, но если иметь достойную цель и внутреннюю уверенность в себе, то это делает человека счастливым и сильным. Счастье как соучастие в жизни людей и следование благородным целям—к этому ведет Некрасов героев и читателей. Единство целей и средств их достижения, т. е. гуманизм не только целей, но и средств, равновесие слова и дела, мотивов и поступков, т. е. гармония личности и составляет счастье Гриши Добросклонова. В отличие от руководителя подполья Рахметова и от трагически одинокого Базарова, Гриша показан как юный поэт и философ революции, труженик, влюбленный в жизнь, революционер-просветитель, в котором Некрасов воплотил надежду. Ему только 15 лет, поэтому Гриша — это солнышко на восходе.
Цель Гриши — не политическая революция, а внесение в народ сознания его значения и величия, т. е. цель просветительская. Образ Гриши — это особый тип революционера-демократа 70-х годов XIX века.
Интересно, что сельская учительница Малоземова, прочитав первые главы поэмы, написала Некрасову о себе как о вполне счастливом человеке: «Радость удовлетворения я нахожу в скромной деятельности просветителя народа». Некрасов ей ответил: «Счастье, о котором вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы».
Итак, если образы и судьбы крестьян показывали попытки различных путей достижения счастья, то образом и судьбой Гриши Некрасов дал ответ на вопрос о счастье, поставленный в заглавии и развернутый в содержании поэмы.
Поэма «Кому на Руси...» звала к счастью, но честно предупреждала о серьезных трудностях этого пути («чахотка и Сибирь») и призывала к личному мужеству и личной ответственности за свое и общее счастье. Поэма завершается песней о Руси, в которой высшая идея: хотя Русь убогая и всесильная одновременно, Некрасов предчувствует будущее — прозрение и могучее пробуждение народа: «Рать подымается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая!».
К первой относятся крестьяне-холопы. Это духовные лакеи, отравленные ядом рабства, человеческое достоинство которых убито веками крепостничества. Они готовы целовать руку, бьющую их: «Люди холопского звания сущие псы иногда. Чем тяжелей наказание, тем им милей господа». К холопам относятся лакей князя Утятина Ипат, восторгающийся своим барином. Лакей князя Переметьева в главе «Счастливые», хвастающий своей дворянской болезнью — подагрой. Яков Верный — холоп примерный, который повесился, чтобы отомстить барину за несправедливое отношение. Глеб — староста, продавший за деньги «Вольную» 8 тыс. крестьян. «Грех» предательства — тягчайшее преступление перед народом, которое повергло слушающих крестьян в уныние, воплощенное в песне «Голодная», и которое рассеял Гриша, объяснив, что всему виною «крепь».
Крестьянам-холопам противопоставлены крестьяне-труженики, правдоискатели и свободолюбы. Среди них выделяются несколько типов.
1. Крестьяне-правдоискатели из Пролога. Они показаны эпически едиными, что подчеркнуто их хоровыми монологами. Благодаря этому снимается необходимость анализа внутреннего мира и психологического портрета каждого из них. Но зато у всех семерых выявлены лучшие народно-национальные черты: пытливость, жажда справедливости, трудолюбие, привязанность к земле и семейному очагу, любовь к природе, способность отрешиться от своих индивидуальных интересов ради достижения высокой общественной цели. Все они слиты с народной средой, народными массами. Эти семеро мужиков напоминают хор в античной трагедии, но если хор не влияет на действие, то некрасовские правдоискатели — прямые участники действия.
2. Яким Нагой из главы «Пьяная ночь». Этот защитник народной чести объясняет, почему крестьяне пьют вино («Мы до смерти работаем, до полусмерти пьем») и показывает, что понимает, кто наживается на крестьянском труде. Яким — честный труженик-пахарь, слитый с сохой и землей. Перед нами крестьянин, который, несмотря на свою физическую неприглядность, любит искусство и спасает из пожара не деньги, а картины. Это первый в русской литературе образ политически сознательного крестьянина, понимающего величие народа и остроту социальных противоречий.
3. Ермил Гирин из главы «Счастливые». Он защитник народных интересов. Работая писарем и старостой, показал себя честным и неподкупным, и крестьяне, зная его честность, собрали ему деньги на покупку мельницы. А когда он без очереди отдал в солдаты сына одинокой крестьянки вместо своего брата, то угрызения совести заставили Ермилу просить всенародного прощения. В его образе утверждается единство народного мира и народного героя.
4. Матрена Тимофеевна Корчагина, отстаивающая свое женское и человеческое достоинство. По истории своей жизни, а также психологически она близка образу Дарьи из поэмы «Мороз-Красный Нос». Это русская женщина, которая вопреки беспощадным ударам судьбы (сын растерзан свиньями, а мужа отдали в рекруты), сумела сохранить свое достоинство, душевное богатство и физическую красоту.
ьями, а мужа отдали в рекруты), сумела сохранить свое достоинство, душевное богатство и физическую красоту. Важно, что рассказ о женской доле впервые в русской литературе доверено вести женщине-крестьянке.
Ее рассказ о себе — это исповедь женской крестьянской души. Впервые крестьянка показана мыслительницей, человеком глубокого ума и сильной воли, доказывающим свое великое право на женское и общечеловеческое счастье. А в ее словах: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — впервые в русской литературе раскрывается психологическая глубина и сложность внутреннего мира женщины-крестьянки: потупленная голова — признак смирения, а гневное сердце — признак мятежности; т. е., в сознании крестьянки совмещается несовместимое. В этом проявляется реалистичность образа Матрены Тимофеевны.
5. Крестьяне — стихийные бунтари и мстители за справедливость. Это Савелий и разбойник Кудеяр. Богатырь Савелий наделен былинными героическими чертами: хаживал в одиночку на медведя. Ему свойственно презрение к рабской покорности, к лакейскому духу («Клейменый, да не раб»); мужество, вольнолюбие, готовность к борьбе с угнетателями (именно он засыпал немца Фогеля, за что и отбыл на каторге 20 лет). Но народ не поддержал его, и богатырь Савелий оказался в одиночестве. В этом его трагедия. После гибели маленького Демушки Савелий пришел к религиозным настроениям. В его образе воплощен не подвиг победы, а подвиг стойкости и одновременно страдания. Это
Образ могучей силы и тяжелой каторжной судьбы. В его образе, как и в нарисованном им образе народного богатыря, воплощены сила и слабость русского крестьянства. И в характере Савелия Некрасов тоже подчеркивал психологическую сложность: с одной
Стороны — бунтарь, с другой — проповедник религиозного смирения.
Атаман Кудеяр—мститель, борец за справедливость, который по легенде очистился от грехов лишь после убийства им пана Глуховокого. В его образе заключен авторский призыв крестьянству: расправиться с деспотами и угнетателями и тем самым очистить свою совесть перед Богом.
6. Образ народного заступника Григория Добросклонова. Этот новый герой появляется в последней четвертой части в момент подавленности крестьян, запевших песню «Голодная» после того, как услышали легенду о страшном крестьянском грехе — грехе
Предательства. Значит, противоречия в мышлении народа настолько сильны, что крестьяне не смогут добиться счастья без помощи людей развитого сознания. Именно таким развитым и образованным и представлен Гриша среди собравшихся крестьян.
Сын деревенского дьячка, рано осиротевший, он учится в семинарии, не теряя связь с бедным крестьянством.
Лучшие черты его морально-психологического облика: связь с землей, тяга к знаниям, оптимизм, уважение к труду и готовность к самопожертвованию.
Интересно, что имущественно богатые герои поэмы показаны несчастными по своей неудовлетворенности и в глазах крестьян, начавших понимать, что иметь только материальный достаток не означает быть счастливым. Для полного счастья не достаточно только внешнего благополучия.
астья не достаточно только внешнего благополучия. В этом свете образ Гриши как единственного бесспорного счастливца выглядит особенно интересно. Можно не иметь внешнего покоя и богатства, но если иметь достойную цель и внутреннюю уверенность в себе, то это делает человека счастливым и сильным. Счастье как соучастие в жизни людей и следование благородным целям—к этому ведет Некрасов героев и читателей. Единство целей и средств их достижения, т. е. гуманизм не только целей, но и средств, равновесие слова и дела, мотивов и поступков, т. е. гармония личности и составляет счастье Гриши Добросклонова. В отличие от руководителя подполья Рахметова и от трагически одинокого Базарова, Гриша показан как юный поэт и философ революции, труженик, влюбленный в жизнь, революционер-просветитель, в котором Некрасов воплотил надежду. Ему только 15 лет, поэтому Гриша — это солнышко на восходе.
Цель Гриши — не политическая революция, а внесение в народ сознания его значения и величия, т. е. цель просветительская. Образ Гриши — это особый тип революционера-демократа 70-х годов XIX века.
Интересно, что сельская учительница Малоземова, прочитав первые главы поэмы, написала Некрасову о себе как о вполне счастливом человеке: «Радость удовлетворения я нахожу в скромной деятельности просветителя народа». Некрасов ей ответил: «Счастье, о котором вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы».
Итак, если образы и судьбы крестьян показывали попытки различных путей достижения счастья, то образом и судьбой Гриши Некрасов дал ответ на вопрос о счастье, поставленный в заглавии и развернутый в содержании поэмы.
Поэма «Кому на Руси...» звала к счастью, но честно предупреждала о серьезных трудностях этого пути («чахотка и Сибирь») и призывала к личному мужеству и личной ответственности за свое и общее счастье. Поэма завершается песней о Руси, в которой высшая идея: хотя Русь убогая и всесильная одновременно, Некрасов предчувствует будущее — прозрение и могучее пробуждение народа: «Рать подымается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая!».