Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила “одним концом по барину, другим — по мужику”.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — поистине народная поэма. Некрасов писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа.
Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”. Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне — великая сила, за которой будущее России:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба — типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух “злодеев-грешников”. Роль легенд в поэме дублирует роль песен.
Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям… Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве.
В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: “… и гнется, да не ломится, не ломится, не валится...”.
В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: “добра, ты, царска грамота, да не про нас ты писана”, “высоко бог, далеко царь”, “с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат”, “хвали траву в стогу, а барина в гробу” и т. д.
Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян:
… Иди скорей, да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось, соскочит дурь!..
Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой,.точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что “… брань господская, что жало комариное, мужицкая — обух”.
Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею — поэму (“Кому на Руси жить хорошо”.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — поистине народная поэма. Некрасов писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа.
Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”. Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне — великая сила, за которой будущее России:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба — типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух “злодеев-грешников”. Роль легенд в поэме дублирует роль песен.
Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям… Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве.
В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: “… и гнется, да не ломится, не ломится, не валится...”.
В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: “добра, ты, царска грамота, да не про нас ты писана”, “высоко бог, далеко царь”, “с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат”, “хвали траву в стогу, а барина в гробу” и т. д.
Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян:
… Иди скорей, да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось, соскочит дурь!..
Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой,.точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что “… брань господская, что жало комариное, мужицкая — обух”.
Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею — поэму (“Кому на Руси жить хорошо”.