Немец-управитель
Сложнее и в то же время как-то проще, чем Оболт-Оболдуев и князь Утятин, выступили перед мужиками Шалашниковы — отец и сын, а также их управляющий, немец Фогель. Странники и читатель с Шалашииковьши не встречаются. О них рассказывает Матрена Тимофеевна со слов богатыря святорусского Савелия. Перед нами действует только Фогель. Немец — управитель особой хватки. Таких немцев наблюдал Некрасов в Ярославской губернии. Если Шалашников, по рассказам Савелия, побоями выколачивал из мужиков оброк, причем, получив какую-то сумму «отваливался», как «раздувшийся в собачьем ухо клещ», то немец Фогель «пока не пустит по миру, не отойдя, сосет!». 18 лет эксплуатировал он. Мужикам важно было понять причину своего рабства. Они вначале не разгадали хитрости управляющего. Уж очень хорошо замаскировался враг! Важно и другое. Они раскрыли: «сила» немца в особенности строя. Сделав дорогу, управляющий дал возможность исправнику «прочей земской власти» быть опорой угнетения, проводимого им так методически.
Некрасов углубляет характеристику дворянства и форм рабства. Шаланшиковы — русские крепостники. Сын может продолжить охотничьи развлечения отца попутно отдавая приказание: «подпаска малолетнего» Федора простить, а Матрену Тимофеевну «примерно наказать». Сын помещика отправит в солдаты Филиппа — мужа Матрены Тимофеевны, Но вот крепостное право в руках немца — это нестерпимая вещь. О порке Шалашникова Савелий говорит, как о грубой вспышке и потому переносимом и не столь обидном явлении. Немец, «не торопясь, пилил», пилил ежедневно, не уставая и не давая голодным мужикам передохнуть от непосильного труда.
Повесть о помещиках Шалашниковых и управляющем Фогеле характеризует целый этап общественного развития в сознании мужика. Русские крестьяне разобрались в хитрости немца, научились бороться с повадками хозяина, расправились с коварным управляющим и, дорого заплатив «за науку», вышли из борьбы победителями.
В третьей части поэмы «Крестьянка» Некрасов противопоставил торжествующему деспотизму помещиков богатырство народа, познакомил нас с рядом представителей из крестьян, указал на слабости, являющиеся причиной того, что победа еще не наступила. Крупным планом изображаются два новых представителя народа — Матрена Корчагина и дед Савелий.
Нарисовав типы крепостников, дав характеристику форм и методов порабощения крестьянства, осветив вопрос о различной степени сознательности мужиков и их «вине», Некрасов перешел к изображению революционной традиции, к показу темы о вековом опыте сопротивления. Некрасов рисует жизнь крестьян нового периода, когда уже преодолены многие заблуждения, когда они освободились от ложных надежд и более сознательно организуются для борьбы.
Некрасов углубляет характеристику дворянства и форм рабства. Шаланшиковы — русские крепостники. Сын может продолжить охотничьи развлечения отца попутно отдавая приказание: «подпаска малолетнего» Федора простить, а Матрену Тимофеевну «примерно наказать». Сын помещика отправит в солдаты Филиппа — мужа Матрены Тимофеевны, Но вот крепостное право в руках немца — это нестерпимая вещь. О порке Шалашникова Савелий говорит, как о грубой вспышке и потому переносимом и не столь обидном явлении. Немец, «не торопясь, пилил», пилил ежедневно, не уставая и не давая голодным мужикам передохнуть от непосильного труда.
Повесть о помещиках Шалашниковых и управляющем Фогеле характеризует целый этап общественного развития в сознании мужика. Русские крестьяне разобрались в хитрости немца, научились бороться с повадками хозяина, расправились с коварным управляющим и, дорого заплатив «за науку», вышли из борьбы победителями.
В третьей части поэмы «Крестьянка» Некрасов противопоставил торжествующему деспотизму помещиков богатырство народа, познакомил нас с рядом представителей из крестьян, указал на слабости, являющиеся причиной того, что победа еще не наступила. Крупным планом изображаются два новых представителя народа — Матрена Корчагина и дед Савелий.
Нарисовав типы крепостников, дав характеристику форм и методов порабощения крестьянства, осветив вопрос о различной степени сознательности мужиков и их «вине», Некрасов перешел к изображению революционной традиции, к показу темы о вековом опыте сопротивления. Некрасов рисует жизнь крестьян нового периода, когда уже преодолены многие заблуждения, когда они освободились от ложных надежд и более сознательно организуются для борьбы.