Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу-казню.
Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:
Закон – моё желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..
Отмена крепостного права»ударила одним концом по барину, другим по мужику».К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает – неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как»по кирпичику»разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин – «Последыш».Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-»Последыша».Это барин, который»весь век чудил, дурил».Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года. Совершенно не зная своих крестьян,»Последыш»отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове – под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака»Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы»Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый-мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников,»воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём»настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!»-говорит Савелий. Мужики и барин – непримиримые, вечные враги.»Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,-говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:
Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка-жена…
Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:
Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка-жена…
Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки». Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет.
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин».
Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т. п.:
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей…
Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»:
Где народ, там и стон…
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил? Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение «Железная дорога» Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
«Кому на Руси жить хорошо» — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:
А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин.
сподин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.
Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.
Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.
Кого хочу – помилую,
Кого хочу-казню.
Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:
Закон – моё желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..
Отмена крепостного права»ударила одним концом по барину, другим по мужику».К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает – неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как»по кирпичику»разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин – «Последыш».Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-»Последыша».Это барин, который»весь век чудил, дурил».Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года. Совершенно не зная своих крестьян,»Последыш»отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове – под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака»Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы»Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый-мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников,»воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём»настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!»-говорит Савелий. Мужики и барин – непримиримые, вечные враги.»Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,-говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:
Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка-жена…
Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:
Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка-жена…
Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки». Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет.
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин».
Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т. п.:
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей…
Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»:
Где народ, там и стон…
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил? Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение «Железная дорога» Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
«Кому на Руси жить хорошо» — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:
А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин.
сподин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.
Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.
Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.