Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Кому на Руси жить хорошо - Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую,

Кого хочу-казню.

Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон – моё желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловоррот!..

Отмена крепостного права»ударила одним концом по барину, другим по мужику».К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает – неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как»по кирпичику»разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин – «Последыш».Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-»Последыша».Это барин, который»весь век чудил, дурил».Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года. Совершенно не зная своих крестьян,»Последыш»отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове – под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака»Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы»Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый-мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников,»воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём»настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!»-говорит Савелий. Мужики и барин – непримиримые, вечные враги.»Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,-говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:

Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка-жена…

Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться.

слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:

Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка-жена…

Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки». Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:

В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет — спасет.

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин».

Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т. п.:

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута — урожай сторицей…

Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»:

Где народ, там и стон…

Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил? Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение «Железная дорога» Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

«Кому на Руси жить хорошо» — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин.

сподин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.

Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.