Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Кому на Руси жить хорошо - Поэма Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как энциклопедия народной жизни

Поэма Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как энциклопедия народной жизни

Поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Автор хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, произведение так и не было закончено — помешала смерь поэта. Таким образом, основной темой осталась жизнь народа. Жизнь крестьян. С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, “освободившую” крестьян, они оказались в еще худшем положении: не имея своей земли — попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, крестьянском разорении.
Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого “тоска-беда измучила”, с особой силой звучит в народных песнях, коих довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества. Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заппатова, Дырявима,
Разутова., Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и “счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”, и “голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы” — все люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”.
Перед нами встает множество ярких, разнообразных персонажей: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, самих семи правдоискателей и другие. Эти лучшие из крестьян сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина искать правду, но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского праведника. Яким способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается!
Яким Нагой живет той же трудолюбивой, но нищенской жизнью, как и все крестьянство.

Душа что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается!
Яким Нагой живет той же трудолюбивой, но нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народных уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, но затем в порыве раскаяния чуть не кончает самоубийством. История героя завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила, как и образ Якима Нагого, говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах.
Однако непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе “Савелий — богатырь святорусский”. Убийство немца-притеснителя, произошедшее стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.
Савелий-богатырь, с моей точки зрения, является самым сильным героем в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом и такие человечные качества, как искренняя любовь к Матрене Тимофеевне, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. Именно такие герои, а не кроткие и покорные, были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, назревает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, с верой в “сокрытую искру” могучих внутренних сил:
Рать поднимается — Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна. Здесь можно вспомнить и “счастливую” крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам — самым обездоленным и забитым существам на Руси. В поэме есть еще много интересных образов: “холопа примерного — Якова верного”, который сумел-таки отомстить своему барину, или крестьян из части “Последыш”, которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утяти-ным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” энциклопедией народной жизни.

Кому на Руси жить хорошо” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма создает впечатление народной песни, исполняемой на многие голоса.