Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Кому на Руси жить хорошо - Раздумья семи эпических мужиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Раздумья семи эпических мужиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Раздумья семи эпических мужиков… стали общенародными. Красота эпической замкнутости действия поддерживается словами Григория Добросклонова о цели его жизни, которые даже в форме выражения совпадают со спором семи мужиков в прологе. Цель жизни Григорий видит в том, «чтобы… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси», или, как сказано в авторском повествовании, Григорий «будет жить для счастия убогого и темного родного уголка», для счастия, которое так настойчиво ищут семь странников.

В «Кому на Руси жить хорошо» полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой поэзии Некрасова — народ. Поэт показывает его жизнь всесторонне — и в горе, и в «счастии». Подчеркивая зависимость всех слоев общества от крестьянства, его исключительное значение в жизни общества.

Некрасов устами Якима Нагого из деревни Босово рассказывает о титанической тяжести труда, который несут крестьянские массы. Рисуя типические явления современной ему действительности, Некрасов говорит о целых селениях нищенствующих крестьян:

Пускай народу ведомо,
Что целые селения
На попрошайство осенью,
Как на доходный промысел,
Идут…

Поэт рисует различные типы крестьян. Значительная часть крестьянства, выросшего в условиях крепостнического общества, представляла собой пассивную массу, которая отличалась долготерпением, в ответ на «обиды», чинимые угнетателями, была способна лишь «разводить безнадежно руками» и ограничиваться покорным восклицанием: «Суди его бог». Правда, и эта категория крестьян не всегда была неизменной, терпеливой, все переносящей: в моменты массового крестьянского движения и она принимала в волнениях большее или меньшее участие. Однако в случае неудач она быстро отступала, «труса праздновала».

Некрасов выводит не только пассивную массу, но и сознательных и активных крестьян, протестующих и борющихся со своими эксплуататорами. Даже «холоп примерный — Яков верный», холивший, ублажавший, оберегавший барина, наконец потерял всякое терпение: в ответ на издевательства помещика он кончил жизнь самоубийством на глазах этого изверга.

Самоубийство Якова — это еще пассивная, жалкая попытка отомстить помещику. Я ким Нагой, обнаруживая таящуюся в народе ненависть, бросает грозное обвинение всему помещичьему строю: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди — стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Но вот в главе «Савелий, богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. «Осьмнадцать лет терпели» крестьяне притеснения и обиды, но терпению пришел конец — и «вдевятером», «голодные», в колодезную яму «всей гурьбой» бросили они ненавистного тирана.

Правда, их расправа с немцем-управителем носит пока еще стихийный характер, но ведь такова была действительность крепостнического общества: крестьянские бунты возникали стихийно, как ответ на жестокие притеснения помещиков и управляющих их имениями.

управляющих их имениями. Таких людей, как Савелий, было тогда немного, но его образ был типичен, так как выражал протест крестьянства «во времена досюльные», то есть до отмены крепостного права. С течением времени по мере расширения крестьянского движения такой тип приобрел все большее и большее распространение и в жизни. Словами Савелия «недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть» Некрасов предостерегает народ от излишней терпеливости, а словами «наддай! наддай!» призывает к открытому революционному восстанию.