Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Роль странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Роль странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Изменения, происходящие с семью мужиками в процессе их поисков, чрезвычайно важны для уяснения авторского замысла, центральной идеи всего произведения. Только странники даны в ходе постепенных изменений, в эволюции (остальные действующие лица изображены с уже сложившимися характерами и представлениями о жизни). Следовательно, главная мысль поэта о росте крестьянского самосознания в пореформенный период раскрывается прежде всего через коллективный образ мужиков-правдоискателей.
Некрасову необходимо было показать, как под влиянием самой действительности постепенно и закономерно исчезают традиционные, умозрительные представления крестьян, как новые встречи, новые наблюдения расширяющих кругозор, заставляют более вдумчиво, более глубоко воспринимать жизнь. Жизнь многому учит странников, учит и новому представлению о счастье. Сначала они пассивно соглашаются с определением попа: «Покой, богатство, честь». Некрасов же стремится подвести их к выводу о несостоятельности, ущербности поповской формулы, которую по существу дискредитировал Оболт-Оболдуев. Покой? Но для странников труд есть жизненная необходимость (в отличие от Оболта-Оболдуева, Утятина, Глуховского). Богатство? Но они слышат рассказ о Якиме Нагом, который при пожаре спасает не деньги, а картинки. Честь? Для Савелия высшая честь в том, что он «клейменный, да не раб!..» Так осуществляется на практике один из важнейших принципов реализма Некрасова: эволюция его героев, рост их сознания происходит под воздействием самой действительности.
От первоначальных представлений о счастье и в соответствии с этим о предполагаемом счастливце странники закономерно приходят к новому пониманию тех вопросов, которые стояли перед ними в начале поэмы. По аналогии можно вспомнить слова, сказанные в связи с замыслом романа М. Горького «Дело Артамоновых»: «Отличная тема, конечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с нею справились, но — по вижу: чем вы ее кончите? Конца-то действительность не дает».
Некрасову необходимо было показать, как под влиянием самой действительности постепенно и закономерно исчезают традиционные, умозрительные представления крестьян, как новые встречи, новые наблюдения расширяющих кругозор, заставляют более вдумчиво, более глубоко воспринимать жизнь. Жизнь многому учит странников, учит и новому представлению о счастье. Сначала они пассивно соглашаются с определением попа: «Покой, богатство, честь». Некрасов же стремится подвести их к выводу о несостоятельности, ущербности поповской формулы, которую по существу дискредитировал Оболт-Оболдуев. Покой? Но для странников труд есть жизненная необходимость (в отличие от Оболта-Оболдуева, Утятина, Глуховского). Богатство? Но они слышат рассказ о Якиме Нагом, который при пожаре спасает не деньги, а картинки. Честь? Для Савелия высшая честь в том, что он «клейменный, да не раб!..» Так осуществляется на практике один из важнейших принципов реализма Некрасова: эволюция его героев, рост их сознания происходит под воздействием самой действительности.
От первоначальных представлений о счастье и в соответствии с этим о предполагаемом счастливце странники закономерно приходят к новому пониманию тех вопросов, которые стояли перед ними в начале поэмы. По аналогии можно вспомнить слова, сказанные в связи с замыслом романа М. Горького «Дело Артамоновых»: «Отличная тема, конечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с нею справились, но — по вижу: чем вы ее кончите? Конца-то действительность не дает».