Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил «великим целям века». Его муза – родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.
Образ женщины-труженицы, «страдалицы», созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка терпела не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме «Мороз, Красный нос»: «Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, вторая – быть матерью сына раба. А третья – до гроба рабу подчиняться».
В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны – героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрона Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне «тип величественной славянки», о которой с восторгом писал поэт:
В беде не испугается, – спасет,
Коня на скачку остановит,
В горящую избу войдет!
Природная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая, непьющая семья.
Заботой и лаской окружила семья любимую дочь. Однако пора безмятежного детства быстро прошла. На «седьмом году», рассказывает Матрена Тимофеевна, «за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, гусят пасла». Так она «привыкла» к делу, что всю оставшуюся жизнь трудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное – это духовное рабство, Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, готова петь, танцевать:
И добрая работница,
И петь-танцевать охотница
Я смолоду была.
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них – помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о будущем замужестве: ее страшила «поневоле», И все же любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство, а затем, после замужества, она попала «с девичьей холлы в ад». «Изнурительная работа», «оскорбления смертные», тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды – такой горький жизненный путь Матрены Тимофеевны.
Я удивляюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми жизненными невзгодами.
енными невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, который терзает «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятия: «Злодеи! Палачи!». Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: «Высоко бог, далеко царь…. Нам правды не найти». Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.
Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. «Всю ночь я шла, не встретила живой души», – рассказывает Матрена Тимофеевна путешественникам.
Безграничная ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:
Послали в Клин нарочного,
Всю истину в неведении –
Филипушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых домогательств Сотникова, который стремится сделать ее своей любовницей. Облаком сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.
Я с потупленный головой,
Сердце гневное ношу! – говорит она.
Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает: Ты шутишь шутки, дедушка! –
Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедут!
Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать – это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что
Сила народная, Сила могучая –
Совесть спокойная – Правда живучая!
Некрасов убежден в могучей моральной силе народа. Верит в то, что «ключи от счастья женского», «заброшенные и потерянные у бога самого», найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на «широкую и ясную» дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что «народу русскому пределы не нужны».
Образ женщины-труженицы, «страдалицы», созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка терпела не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме «Мороз, Красный нос»: «Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, вторая – быть матерью сына раба. А третья – до гроба рабу подчиняться».
В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны – героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрона Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне «тип величественной славянки», о которой с восторгом писал поэт:
В беде не испугается, – спасет,
Коня на скачку остановит,
В горящую избу войдет!
Природная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая, непьющая семья.
Заботой и лаской окружила семья любимую дочь. Однако пора безмятежного детства быстро прошла. На «седьмом году», рассказывает Матрена Тимофеевна, «за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, гусят пасла». Так она «привыкла» к делу, что всю оставшуюся жизнь трудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное – это духовное рабство, Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, готова петь, танцевать:
И добрая работница,
И петь-танцевать охотница
Я смолоду была.
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них – помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о будущем замужестве: ее страшила «поневоле», И все же любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство, а затем, после замужества, она попала «с девичьей холлы в ад». «Изнурительная работа», «оскорбления смертные», тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды – такой горький жизненный путь Матрены Тимофеевны.
Я удивляюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми жизненными невзгодами.
енными невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, который терзает «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятия: «Злодеи! Палачи!». Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: «Высоко бог, далеко царь…. Нам правды не найти». Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.
Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. «Всю ночь я шла, не встретила живой души», – рассказывает Матрена Тимофеевна путешественникам.
Безграничная ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:
Послали в Клин нарочного,
Всю истину в неведении –
Филипушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых домогательств Сотникова, который стремится сделать ее своей любовницей. Облаком сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.
Я с потупленный головой,
Сердце гневное ношу! – говорит она.
Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает: Ты шутишь шутки, дедушка! –
Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедут!
Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать – это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что
Сила народная, Сила могучая –
Совесть спокойная – Правда живучая!
Некрасов убежден в могучей моральной силе народа. Верит в то, что «ключи от счастья женского», «заброшенные и потерянные у бога самого», найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на «широкую и ясную» дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что «народу русскому пределы не нужны».