Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Тема сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» (866—876) можно назвать энциклопедией крестьянской жизни., Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он «хотел, внести… весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение 20 лет».
При жизни автора поэма, оставшаяся незаконченной, не была опубликована в составе всех написанных Некрасовым частей. Поэтому некоторые вопросы, связанные с ее изучением, не нашли до сих пор общепринятого решения. К их числу, например, относится порядок, в котором должны печататься части произведения. Согласно пометкам Некрасова, последовательность отдельных фрагментов должна быть такой: Часть Первая, «Последыш» (из второй части), «Пир — на весь мир» (из второй части), «Крестьянка» (из третьей части), Однако в силу разных причин порядок этот нарушен, а «Пир — на весь мир» традиционно печатается в конце произведения. Не все исследователи согласны с таким решением. Нет единства взглядов и в вопросе о замысле поэмы и его последующем воплощении.
Судя по Прологу, странники должны были поочередно встретиться с шестью предполагаемыми счастливцами: помещиком, попом, купцом, чиновником, министром, царем. Однако после бесед с двумя из них (помещиком и попом) странники как будто забывают о своих же первоначальных планах. Встречи с Григорием Добросклоновым («Пир — на весь мир») и Матреной Тимофеевной («Крестьянка») первоначально вообще не были предусмотрены. Широко известна точка зрения К. И. Чуковского и ряда других ученых, что сюжетная схема, заданная в Прологе, потребовалась Некрасову только для того, чтобы ввести в заблуждение цензуру. Справедливее, однако, иное мнение, согласно которому сюжетный план не противоречит авторскому замыслу, авторской идее. Поэма строится так, чтобы привести странников, а вместе с ними и читателей к восприятию революционно-демократической мысли о необходимости активизации крестьянского самосознания. И не случайно уже в «Последыше» странники меняют даже саму формулу поисков:
Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии Непотрошеной Волости Избыткова села!..
Так проясняется главная проблема поэмы, формулируется авторский замысел: поиски путей к народному благополучию. И вся поэма есть логическое и последовательное развитие этой идеи.
Образ народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В поэме отразились многие аспекты русской пореформенной действительности. Важное место занимает и пой разоблачение врагов народа (Оболт-Оболдуев, Утятин, пан Глуховский и др.). Однако в центре внимания поэта — жизнь парода. В статье «Черты для характеристики русского простонародья» Добролюбов писал, что произведения Марко Вовчок не являются «эпопеей нашей народной жизни». Причину этого критик цдел в том, что «самосознание народных масс далеко еще не вошло у нас в тот период, в котором оно должно выразить всего себя поэтическим образом». Прошло совсем немного времени, и Некрасов создаетэпопею народной жизни, основанной на идее роста народного самосознания.
эпопею народной жизни, основанной на идее роста народного самосознания.
В «Кому на Руси жить хорошо» нарисован целый ряд очень колоритных, своеобразных народных характеров. Но главная цель Некрасова — создание коллективного образа народа, как это и должно быть, если речь идет об эпопее. Избранный поэтом композиционный прием путешествия давал ему возможность наиболее полно и широко показать всю крестьянскую Русь в буднях и праздниках, в труде, на ярмарке, в спорах, песнях, преданиях, в ее прошлом и настоящем. Некрасов не идеализирует крестьянскую массу, не закрывает глаза на отрицательные явления народной жизни (рабский характер «примерного холопа» Якова, предательство Глеба и т. д.). Но главное его внимание обращено на коренную основу народного быта и сознания.С точки зрения поэта, народ — основная движущая сила истории, а вместе с тем и почва, уже готовая для восприятия передовых революционно-демократических идей. Глубоко раскрывая судьбы отдельных героев, действующих в привычной для них и, казалось бы, обыденной обстановке, Некрасов стремится показать то новое, что уже проявляется в крестьянстве, в его психологии (Яким Нагой, Ермил Гирин из Части Первой, Агап Петров из «Последыша»). Наиболее полно мысль поэта о нарастающем народном протесте, росте крестьянского самосознания выразилась в главе «Крестьянка».
При жизни автора поэма, оставшаяся незаконченной, не была опубликована в составе всех написанных Некрасовым частей. Поэтому некоторые вопросы, связанные с ее изучением, не нашли до сих пор общепринятого решения. К их числу, например, относится порядок, в котором должны печататься части произведения. Согласно пометкам Некрасова, последовательность отдельных фрагментов должна быть такой: Часть Первая, «Последыш» (из второй части), «Пир — на весь мир» (из второй части), «Крестьянка» (из третьей части), Однако в силу разных причин порядок этот нарушен, а «Пир — на весь мир» традиционно печатается в конце произведения. Не все исследователи согласны с таким решением. Нет единства взглядов и в вопросе о замысле поэмы и его последующем воплощении.
Судя по Прологу, странники должны были поочередно встретиться с шестью предполагаемыми счастливцами: помещиком, попом, купцом, чиновником, министром, царем. Однако после бесед с двумя из них (помещиком и попом) странники как будто забывают о своих же первоначальных планах. Встречи с Григорием Добросклоновым («Пир — на весь мир») и Матреной Тимофеевной («Крестьянка») первоначально вообще не были предусмотрены. Широко известна точка зрения К. И. Чуковского и ряда других ученых, что сюжетная схема, заданная в Прологе, потребовалась Некрасову только для того, чтобы ввести в заблуждение цензуру. Справедливее, однако, иное мнение, согласно которому сюжетный план не противоречит авторскому замыслу, авторской идее. Поэма строится так, чтобы привести странников, а вместе с ними и читателей к восприятию революционно-демократической мысли о необходимости активизации крестьянского самосознания. И не случайно уже в «Последыше» странники меняют даже саму формулу поисков:
Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии Непотрошеной Волости Избыткова села!..
Так проясняется главная проблема поэмы, формулируется авторский замысел: поиски путей к народному благополучию. И вся поэма есть логическое и последовательное развитие этой идеи.
Образ народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В поэме отразились многие аспекты русской пореформенной действительности. Важное место занимает и пой разоблачение врагов народа (Оболт-Оболдуев, Утятин, пан Глуховский и др.). Однако в центре внимания поэта — жизнь парода. В статье «Черты для характеристики русского простонародья» Добролюбов писал, что произведения Марко Вовчок не являются «эпопеей нашей народной жизни». Причину этого критик цдел в том, что «самосознание народных масс далеко еще не вошло у нас в тот период, в котором оно должно выразить всего себя поэтическим образом». Прошло совсем немного времени, и Некрасов создаетэпопею народной жизни, основанной на идее роста народного самосознания.
эпопею народной жизни, основанной на идее роста народного самосознания.
В «Кому на Руси жить хорошо» нарисован целый ряд очень колоритных, своеобразных народных характеров. Но главная цель Некрасова — создание коллективного образа народа, как это и должно быть, если речь идет об эпопее. Избранный поэтом композиционный прием путешествия давал ему возможность наиболее полно и широко показать всю крестьянскую Русь в буднях и праздниках, в труде, на ярмарке, в спорах, песнях, преданиях, в ее прошлом и настоящем. Некрасов не идеализирует крестьянскую массу, не закрывает глаза на отрицательные явления народной жизни (рабский характер «примерного холопа» Якова, предательство Глеба и т. д.). Но главное его внимание обращено на коренную основу народного быта и сознания.С точки зрения поэта, народ — основная движущая сила истории, а вместе с тем и почва, уже готовая для восприятия передовых революционно-демократических идей. Глубоко раскрывая судьбы отдельных героев, действующих в привычной для них и, казалось бы, обыденной обстановке, Некрасов стремится показать то новое, что уже проявляется в крестьянстве, в его психологии (Яким Нагой, Ермил Гирин из Части Первой, Агап Петров из «Последыша»). Наиболее полно мысль поэта о нарастающем народном протесте, росте крестьянского самосознания выразилась в главе «Крестьянка».