Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь
Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество по¬разительной силы и меткости выражений. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь», и бодрым возгласом: «В рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».
Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом кру¬ге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, «поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!». Как жаль, что минули «времена боярские», когда «дышала грудь помещичья свободно и легко» и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно:
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.
А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шам¬панское без меры, «красивых снох пощипывает», осмеивает своих сыновей и их жен. «Господский срок — вся жизнь раба!» Ему как сладкая музыка слова бурмистра
Вам на роду написано
Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
Молиться за господ!
Последыш умрет от очередного удара, но радость кресть¬ян будет преждевременной, так как с его смертью «пропала лас¬ка барская».
Он, как «и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свобо¬ду и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в про¬руби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.
Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспо¬рить с поэтом. Известно, к чему привела власть нищих и ра¬бов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие „фермеры“, а это привело к тому, что Россия вынуждена поку¬пать хлеб за границей. Изобильные в период старой Руси ба¬зары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синте¬зированными за рубежом, крестьянства как такового практичес¬ки нет. Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самоду¬ры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дво¬рян были такими. Напротив, они составляли элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, имен¬но они были сосланы „во глубину сибирских руд“, где хранили гордое терпение.
е терпение.- Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а «князья и графья».
. Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Н.А. Не¬красова пафос его'поэмы был смелым, новаторским. Поэт хо¬тел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда сво¬бода слова и торговли превратилась в свободу умирать от го¬лода.)
Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — сим¬волический образ России. В произведении, написанном стара¬тельно, как публицистическая статья, нашли свое выражение.многие социальные проблемы того времени.
Так что эпопея народного поэта интересна традиционнос¬тью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.
Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом кру¬ге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, «поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!». Как жаль, что минули «времена боярские», когда «дышала грудь помещичья свободно и легко» и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно:
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.
А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шам¬панское без меры, «красивых снох пощипывает», осмеивает своих сыновей и их жен. «Господский срок — вся жизнь раба!» Ему как сладкая музыка слова бурмистра
Вам на роду написано
Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
Молиться за господ!
Последыш умрет от очередного удара, но радость кресть¬ян будет преждевременной, так как с его смертью «пропала лас¬ка барская».
Он, как «и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свобо¬ду и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в про¬руби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.
Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспо¬рить с поэтом. Известно, к чему привела власть нищих и ра¬бов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие „фермеры“, а это привело к тому, что Россия вынуждена поку¬пать хлеб за границей. Изобильные в период старой Руси ба¬зары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синте¬зированными за рубежом, крестьянства как такового практичес¬ки нет. Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самоду¬ры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дво¬рян были такими. Напротив, они составляли элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, имен¬но они были сосланы „во глубину сибирских руд“, где хранили гордое терпение.
е терпение.- Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а «князья и графья».
. Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Н.А. Не¬красова пафос его'поэмы был смелым, новаторским. Поэт хо¬тел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда сво¬бода слова и торговли превратилась в свободу умирать от го¬лода.)
Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — сим¬волический образ России. В произведении, написанном стара¬тельно, как публицистическая статья, нашли свое выражение.многие социальные проблемы того времени.
Так что эпопея народного поэта интересна традиционнос¬тью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.