Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Кому на Руси жить хорошо
-
Значение образа Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Значение образа Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось уже в семь лет помогать родителям. Но зато с молодого возраста Матрена Тимофеевна стала хорошей работницей. Выдали Матрену Тимофеевну замуж за Филиппа, и попала она « с девичьей холи в ад». Пришлось ей терпеть и свекра со свекровью и работать, как раба. Но она не унывала и забывала о своем горе, когда:
« Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый,
Да прокатил на саночках
В Екатеринен день».
Но жизнь в семье мужа было еще не самое страшное, что ее ожидало. Тем более родитель свекра-батюшки Савелий жалел МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА. Но именно он стал виноват в ее самом большем горе, потери первого сына – Демушки. Она очень страдала из-за этого:
« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася…»
Так еще приехали судья из города, и «Губернаторше» пришлось еще больнее, когда врач « терзал» тело ее сына. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА обвиняли в убийстве сына. Не каждый бы выдержал такое, ей было трудно, но она перестала бояться уже свекра со свекрвью. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА не сошла с ума и хоть через долгое время, но все-таки она оправилась после этого горя. Стали рождаться еще дети, МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА приходилось опять много работать. Но многое еще ожидало ее. У нее умерли родители, которых она очень любила и МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА сильно переживала, что стала сиротой.
Прошло несколько лет и пришло новое горе. Была беременна МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА Лиодорушкой. Мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника. А соседи «Губернаторшу» не жалели.
Не выдержала тогда МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица!» бросилась МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА стали звать « Губернаторшей», и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…». МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.
Но это счастье не окупило тех страданий, которые пришлось пережить ей в своей жизни. И, наверное, это еще не последнее испытание «губернаторши». МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА страдала и перенесла не меньше чем любой крестьянин, хотя она была женщиной. Жизнь ее состояла из мучений, с которыми приходилось ей справляться. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА была сильной женщиной, так как она все вытерпела и не опустила рук. Сама Тимофеевна говорит: А то, что вы затеяли
Не дело – между бабами
Счастливую искать!…»
Поэта с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки.
о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил «ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка». Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах — рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.
Скучно! Скучно! ...
Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой...
Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг».
Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»
С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.
О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!
Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.
ки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.
Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути». Однако на его слова: «И что же?., бежите вы за ним, как жалкая раба», — Екатерина Трубецкая отвечает.
Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена!
Пускай горька моя' судьба — Я буду ей верна!
Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.
Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души.
« Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый,
Да прокатил на саночках
В Екатеринен день».
Но жизнь в семье мужа было еще не самое страшное, что ее ожидало. Тем более родитель свекра-батюшки Савелий жалел МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА. Но именно он стал виноват в ее самом большем горе, потери первого сына – Демушки. Она очень страдала из-за этого:
« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася…»
Так еще приехали судья из города, и «Губернаторше» пришлось еще больнее, когда врач « терзал» тело ее сына. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА обвиняли в убийстве сына. Не каждый бы выдержал такое, ей было трудно, но она перестала бояться уже свекра со свекрвью. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА не сошла с ума и хоть через долгое время, но все-таки она оправилась после этого горя. Стали рождаться еще дети, МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА приходилось опять много работать. Но многое еще ожидало ее. У нее умерли родители, которых она очень любила и МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА сильно переживала, что стала сиротой.
Прошло несколько лет и пришло новое горе. Была беременна МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА Лиодорушкой. Мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника. А соседи «Губернаторшу» не жалели.
Не выдержала тогда МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица!» бросилась МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА стали звать « Губернаторшей», и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…». МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.
Но это счастье не окупило тех страданий, которые пришлось пережить ей в своей жизни. И, наверное, это еще не последнее испытание «губернаторши». МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА страдала и перенесла не меньше чем любой крестьянин, хотя она была женщиной. Жизнь ее состояла из мучений, с которыми приходилось ей справляться. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА была сильной женщиной, так как она все вытерпела и не опустила рук. Сама Тимофеевна говорит: А то, что вы затеяли
Не дело – между бабами
Счастливую искать!…»
Поэта с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки.
о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил «ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка». Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах — рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.
Скучно! Скучно! ...
Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой...
Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг».
Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»
С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.
О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!
Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.
ки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.
Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути». Однако на его слова: «И что же?., бежите вы за ним, как жалкая раба», — Екатерина Трубецкая отвечает.
Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена!
Пускай горька моя' судьба — Я буду ей верна!
Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.
Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души.