Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Разное - Ирония — действенное средство художественной литературы

Ирония — действенное средство художественной литературы

ИРОНИЯ — ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Я никому не сделал в жизни зла. Н. А. НекрасовИрония, от греческого «притворство, насмешка», достаточно распространенный в нашей литературной классике прием, используемый поэтами и писателями для осмеяния, а в конечном счете искоренения пороков общества и человека.В 50-е годы XIX века, на начальном этапе творчества, Николай Алексеевич Некрасов довольно часто использовал этот художественный метод для того, чтобы в форме отрицания высмеять явления и характеры, достойные этого, подчеркнуть двойной смысл, где истинным будет не прямо высказываемый, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречий между ними, тем сильней ирония.В «Современной оде» ирония подчеркивается и названием стихотворения. Как известно, ода — хвалебная песнь. Так кому же «поет хвалу» автор?Не обидишь ты даром и гадины,Ты помочь и злодею готов,И червонцы твои не украденыУ сирот беззащитных и вдов.В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,Чтоб успеху делишек помочь,И без умыслу с ним оставляешь тыС глазу на глаз красавицу дочь.Перед глазами читателей вырисовывается до боли знакомый портрет карьериста-выскочки, который идет к намеченной цели, не разбирая средств — все хороши на этом пути.Не спрошу я, откуда явилося, Что теперь в сундуках твоих есть: Знаю: с неба к тебе все свалилося За твою добродетель и честь!..Украшают тебя добродетели,До которых другим далеко,И — беру небеса во свидетели —Уважаю тебя глубоко…Ирония очевидна, ведь если бы автор говорил все это серьезно, он бы употреблял при этом более подходящее в русском языке местоимение «вы» и не был бы так беспощадно прямолинеен.«Колыбельная песня» относится к этому же ряду произведений, где явно виден второй план. Поэт говорит одно, а подразумевает совсем другое, и читатели это прекрасно понимают. Подзаголовок «Подражание Лермонтову» только подчеркивает данную позицию автора.Спи, пострел, пока безвредный!Баюшки-баю…Подрастешь и мир крещеныйСкоро сам поймешь,Купишь фрак темно-зеленыйИ перо возьмешь.Скажешь: «Я благонамерен,За добро стою!»Спи — твой путь грядущий верен!Баюшки-баю.Если в первых двух стихотворениях автор нам рассказывает о своих героях, выводя их в «антигерои», то в произведении «Нравственный человек» мы слышим самооценку самого действующего лица. Стихотворение написано в форме исповеди человека, достаточно уверенного в себе, живущего, по его убеждению, «безгрешно».Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.А перед читателем разворачивается совершенно иная картина. Жена от такого «благодетеля» сначала сбежала к любовнику, а потом «слегла в постель и умерла». В дружбе он тоже оказывается «высоконравственным человеком».Приятель в срок мне долга не представил.Закон приговорил его в тюрьму.В ней умер он, не заплатив алтына,Но я не злюсь…Я долг ему простил того ж числа.С кем ни общается этот «безгрешный», все погибают, а он в полной уверенности, чтоЖивя согласно с строгою моралью, Я никому не делал зла.Это двустишье повторяется в стихотворении рефреном, нагнетая авторскую иронию, переходящую в сарказм.Н. А. Некрасову подвластны любые темы, художественные методы. Он мог быть лиричен и суров, трагичен или бесшабашно весел, саркастически зол, но всегда из-под его пера выходили прекрасные стихотворения, составившие «золотой фонд» нашей великой литературы.