Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Разное - "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).

"Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).

«Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин).

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Н.А.Некрасов.

Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было
ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и
была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэ-
зии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и
другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не
той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем твор-
честве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше,
в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего
народа. Об этом можно судить по всем известному стихотворению
«На Волге», отрывок из которого мы учили не то в пятом, не то
в шестом классе. Лирический герой вспоминает, как увидел обор-
ванных бурлаков, один из которых говорил, что «кабы к утру
умереть- так лучше было бы еще...». Мальчик не мог понять этих
слов, вызванных отчаянием и безысходностью, но в сердце его
навсегда остался образ этого человека, «угрюмого, тихого и
больного». Вероятно, с тех пор и начался путь Некрасова как
народного поэта и защитника.
Никто из русских писателей не создавал столько произведе-
ний о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на
стройках собрал «царь» по имени «голод». Поэмы «Коробейники»,
«Мороз, Красный нос», великое «Кому на Руси жить хорошо»- это
все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт кресть-
янства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи, кото-
рые сильно и ярко рассказывают о трагической судьбе многих
лучших крестьян. А разве не «надрывается сердце от муки», ког-
да читаешь его стихи: «Размышления у парадного подъезда», «Же-
лезная дорога», «Плач детей» и многие, многие другие? И везде
у поэта глубокое уважение к простому человеку. «Деревенские
русские люди»- так любовно называет Некрасов крестьян в сти-
хотворении «Размышления у парадного подъезда» в противовес в
нем же изображенному вельможе, который не захотел выслушать
просителей, пришедших так издалека, что ноги разбили в кровь.
И негодуя, с едкой иронией Некрасов спрашивает, зачем такую
особу беспокоить для «мелких людей», «не беда, что потерпит
мужик», ему это привычно! Неудивительно, что многих честных
людей стихи Некрасова делали непримиримыми борцами с неспра-
ведливостью!
О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращается к
теме страданий, тяжелой доли русского народа. В «Рыцаре на
час» он просит увести его «в страну погибающих за великое дело
любви». В знаменитом стихотворении «Элегия» он просит молодежь
не верить, «что тема старая- страдания народа» и что «поэзия
забыть ее должна», нет, «не стареет она».
Среди огромного многообразия того, что создано Николаем
Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно бо-
рются две темы, две мысли, два настроения поэта. Он постоянно
думает о том, предопределено ли русскому народу всегда быть
таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же
тот воспрянет? Он сокрушается темноте русских людей, которые
покупают на ярмарках портреты генералов и милордов, и наде-
ется, что когда-нибудь народ «Белинского и Гоголя с базара по-
несет». В «Железной дороге» есть известное место, где рассказ-
чик говорит Ване, что не надо робеть за русский народ, который
«вынесет все, что господь ни пошлет», который в то же время

Вынесет все- и широкую, ясную,
Грудью дорогу проложит себе.

Но тут же добавляет грустную ноту:

Жаль только- жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

В уже упоминавшемся «Размышлении...» также есть очень из-
вестное место, где автор обращается к народу с вопросом: «Ты
проснешься ль, исполненный сил?», и вновь трагическая нота:

Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил...

Этими вопросами, теми же словами Некрасова задавались еще
долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор… Но се-
годня, кажется, становятся все более верными слова поэта о
том, что русский народ собирается с силами и учится быть граж-
данином. Тот, кто познакомился с творчеством Некрасова,
вряд ли забудет словно вылепленные образы русских людей. Жен-
щин, способных «коня на скаку» остановить, «в горящую избу»
войти; мастеровых, что молотом играют от зари до зари; куп-
цов-коробейников, которые приносят вместе с товаром радость
девушкам и молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-бе-
лоруса, у которого «ямою грудь» и «колтун в волосах», и
насмерть забитого солдата, сына крестьянки Орины, и крестьян
из «забытой деревни».
Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно
думаешь, до чего же удивительно русский это писатель, до чего
народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни
народа тогда и теперь. Но веришь, что непременно скажется на
нашей судьбе «разумное, доброе, вечное», посеянное Некрасовым
и многими другими...