Он «лиру посвятил народу своему»
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении “В дороге”, когда мужик рассказывает поэту о своей жене:
Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка-жена…
Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе “величавой славянки”. Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет.
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком “От русских женщин”.
Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях “В дороге”, “Забытая деревня” и т. п.:
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей…
Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении “Размышления у парадного подъезда”, которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале “Колокол”. В этом стихотворении Некрасов зовет народ “проснуться”:
Где народ, там и стон…
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?
Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих “Записках охотника” показал яркие крестьянские портреты. “Орина, мать солдатская”, “Калистрат” и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение “Железная дорога” Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
“Кому на Руси жить хорошо” — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:
А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение,.стремление залить свое горе в кабаке.
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.
Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.
Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении “В дороге”, когда мужик рассказывает поэту о своей жене:
Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка-жена…
Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе “величавой славянки”. Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет.
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком “От русских женщин”.
Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях “В дороге”, “Забытая деревня” и т. п.:
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей…
Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении “Размышления у парадного подъезда”, которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале “Колокол”. В этом стихотворении Некрасов зовет народ “проснуться”:
Где народ, там и стон…
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?
Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих “Записках охотника” показал яркие крестьянские портреты. “Орина, мать солдатская”, “Калистрат” и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение “Железная дорога” Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
“Кому на Руси жить хорошо” — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:
А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение,.стремление залить свое горе в кабаке.
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.
Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.
Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.