ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н.А.НЕКРАСОВА.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИЛИРИКИ Н.А.НЕКРАСОВА.
Некрасов отдал дань романтизму сборникомстихотворений «Мечты и
звуки» (1840), жестоко осужденным, дажевысмеянным тогда же
Белинским. Зрелый Некрасов, начиная состихотворения «В дороге»
(«Скучно? скучно!.. Ямщик удалой...») 1845года, является
продолжателем пушкинской линии в русскойпоэзии — по
преимуществу реалистической. Внекрасовской лирике есть лирический
герой, но единство его определяется некругом тем и идей, связанных с
определенным типом личности, какЛермонтова, а общими
принципами отношения к действительности. Издесь Некрасов
выступает как выдающийся новатор,существенно обогативший русскую
лирическую поэзию, расширивший горизонтыдействительности,
охваченной лирическим изображением.Тематика Некрасова-лирика
разнообразна.
Первый из художественных принциповНекрасова-лирика можно
назвать социальным. Узкий круг лирическойтематики он дополнил
новой темой- социальной. Вспомнимхрестоматийные строки 1848 года
«Вчерашний день, часу в шестом». В своемпоследнем стихотворении «О
Муза, я у двери гроба» поэт последний развспомнит «эту бледную, в
крови,/ Кнутом иссеченную Музу». Источниквдохновения поэта, Муза,
у Некрасова — родная сестра несчастных,подвергаемых насилию и
угнетению. Не любовь к женщине, не красотаприроды, а страдания
замученных нуждой бедняков — вот источниклирических переживаний
во многих стихах Некрасова. Причем этасоциальная тема меняет
характер и собственно любовной лирикиНекрасова. «Ночь. Успели мы
всем насладиться. Что ж нам делать? Нехочется спать», — начинается
стихотворение 1858 года. И герой предлагаетпомолиться за тех, «кто
все терпит», «чьи работают грубые руки,/Предоставив почтительно
нам/ Погружаться в искусства, в науки,/Предаваться мечтам и
страстям». Ясно, что дворянин попроисхождению, Некрасов выражает
здесь сознание разночинца, истинногодемократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшегона себе голод и холод, не
умеющего, не способного дворянскибрезгливо и спесиво отвернуться
от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова непросто разночинец, а
разночинный интеллигент. Вот еще одиншедевр некрасовской
любовной лирики «Я не люблю иронии твоей»(датируется
предположительно 1850 годом и тожепредположительно обращенное к
К.Я.Панаевой). Одновременно это и образецинтеллектуальной поэзии,
герой и героиня культурные люди, в ихотношениях ирония и, главное,
высокий уровень самосознания. Они знают,понимают судьбу своей
любви и заранее грустят. ВоспроизведеннаяНекрасовым интимная
ситуация и возможные пути ее разрешениянапоминают отношения
героев Чернышевского «Что делать?».
Ярчайшим проявлением новой лирической темы- социальной — стало
стихотворение «Еду ли ночью по улицетемной» (1847). Это
душераздирающая история женщины, которуюнужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. «Беззащитная,больная и бездомная»,
женщина вызывает жалость, но нетвозможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этогоже ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: «В дороге».«Перед дождем», «Тройка»,
«Родина», «Псовая охота»,маленький цикл «На улице», «Несжатая
полоса». «Маша». «Тяжелый крестдостался ей на долю», " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризмав них суммируется и
обобщается в небольшой поэме «Рыцарь начас» (1862), особенно в
знаменитых строках:
«От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви,» — обращается поэтк матери. Эти строки
волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика- социальный
аналитизм. И это было новым в русской поэзии,отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчеваи Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи «Однажды, встуденую зимнюю пору»- про
мужичка с ноготок. Но не все знают, чтопредшествует этому отрывку в
стихотворении «Крестьянские дети», гдегерой оборачивает «другой
стороною медаль» крестьянского детства:«Положим, крестьянский
ребенок свободно Растет, не учась ничему, Новырастет он, если богу
угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему».
То есть герой некрасовской лирики умеетвидеть социальный смысл
воспроизводимых явлений и придавать егосвоим вполне лирическим
излияниям. Иными словами, носителем,субъектом социальной
типизации оказывается не только автор, но иего лирический герой.
Социальный аналитизм пронизывает дваизвестнейших стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» (1858)и «Железная дорога» (1864).
В «Размышлениях...» конкретныйединичный факт — приход мужиков с
просьбой или жалобой к министругосударственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления: «Знать,брели-то долгонько они/
Из каких-нибудь дальних губерний».Лирический герой домысливает то,
что на увиденных им из окна мужиках, какговорится, не написано. То
же в четверостишии «За заставой, вхарчевне убогой...», строки 86-89 и,
наконец, знаменитый финал стихотворения«Назови мне такую
обитель...».
За «Железную дорогу» редактор «Современника»,где она впервые была
напечатана, и он же автор стихотворенияполучил второе,
предпоследнее предупреждение о возможномзакрытии журнала от
самого министра внутренних дел Валуева,известного автора
либерально-реформаторских проектов. Особыенарекания цензуры
вызвал, на первый взгляд, вполне невинныйэпиграф: цензоры поняли,
что все «страшно эффектное», каквыразился один из них,
стихотворение придает эпиграфу острыйобщественный смысл и
бросает тень не только на руководившегостроительством Николаевской
железной дороги бывшегоглавноуправляющего железными дорогами
графа Клейнмихеля, но и на его умершегопокровителя, и на его ныне
царствующего сына. Вторая и четвертая частистихотворения,
проведенный в них социальный анализвыливались в страшное
обвинение правительства в геноциде, каксказали бы сегодня, и
спаивании собственного народа. Столь жесоциально заострено и
презрительное отношение Ванюшиного папаши-генералак каторжному
труду простого народа.
Два принципа отражения действительности внекрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип — революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден,что только народная,
крестьянская революция может изменитьжизнь России к лучшему. Два
разобранных выше стихотворения вполне ясноиллюстрируют этот
принцип: отрывок «Назови мне такуюобитель» из «Размышлений» и
последние три строфы второй части «Железнойдороги».
Революционность сознания лирическогогероя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистскийхарактер.
Особенно сильно эта сторона сознаниялирического герояпроявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникамНекрасова по
революционно-демократическому движению,другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову,Чернышевскому, Писареву.
Некрасов в обрисовке их личностей исходитиз того, что
революционно-демократическая деятельностьявляется самым завидным
и желанным уделом, и вообще роль «народногозаступника» для
Некрасова есть, используя формулу Фета, «патентна благородство» для
любого честно мыслящего современника.Черты вождей
революционной демократии приобретаютиконописный характер, их
жизненный путь представляется в традицияхжития мученика-аскета,
подвижника за народ.
Таково стихотворение «ПамятиДобролюбова» (1864). В его содержании
не стоит выискивать реальных иливымышленных черт, в нем
воспроизведено преимущественно должное.Безвременно скончавшийся
критик в некрасовском стихотворении неесть конкретный, живший
когда-то человек, а «идеал общественногодеятеля, который одно время
лелеял Добролюбова», как позднеепризнавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтомдеревенско-крестьянской
тематики. Но есть у него и урбанистическаялирика, т.е. стихи о городе,
в которых он выступает достойнымпродолжателем петербургских
страниц «Евгения Онегина» и «Медноговсадника» ипредшественником
Блока. Гениальным образцом стихотворения обольшом городе с его
социальными драмами является «Утро»(1872-73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэтобращается к «ней»,
связывая ее грусть и душевные страдания с«окружающей нас
нищетою», с которой «здесь природа самазаодно». Затем следуют две
«сельские» строфы с характерными,эмоционально окрашенными
эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные,«кляча с крестьянином
пьяным,/ Через силу бегущая вскачь», туман,мутное небо, и вывод
автора: «Хоть плачь?», «Но не краше игород богатый». В стихотворении
воскрешаются мотивы ранних «городских»стихов: «Еду ли ночью», «На
улице», «Убогая и нарядная» (1859),цикла «О погоде» (1858-65 гг.).
Жизнь города ужасна, никакойотрады для измученной души героя в
ней нет. Прежде всего, в городской суете нетсмысла, трудовые усилия
обитателей столицы отчуждены от них: делаих налицо — лиц, людей не
видно: «железной лопатой… мостовуюскребут», «начинается всюду
работа», «возвестилипожар с каланчи», «на позорную площадького-то
провезли» — преобладают безличные инеопределенно-личные
конструкции. То же и в последних строках:«кто-то умер», «где-то
раздался выстрел -Кто-то покончил с собой».
Человеческие фигуры в стихотворениисимволизируют отчужденность
людей друг от друга и от жизни — смерть.Первыми, если не лицами -
лиц нет, — то первым родом деятельности,встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача.Сейчас они произведут
гражданскую казнь, т.е. ритуал публичноголишения гражданских и
политических прав. Затем мы видим офицеров,едущих на дуэль. Еще
целый ряд образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазногопрогресса, у поэта
революционной демократии — торжествобессмыслицы:
«Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть».
Всего лишь. Понятно, что певецкапиталистического Петербурга не был
поклонником и сторонником капитализма. Авот отголоски
литературных предшественников Некрасова:«Чу! из крепости грянули
пушки! Наводненье столице грозит», — эхо«Медного всадника», но в
совершенно другой эмоциональной окраске.Избиение вора дворником
уже не вызывает в душе героя тех чувств,того сочувствия, которым
проникнута сценка поимки вора в цикле «Наулице». Слова «колотит» и
«попался» — низкая лексика,просторечие: «Опять вор! Опять бьют».
«Гонят стадо гусей на убой» — понятно:чтоб есть. И заключительный
аккорд — самоубийство на чердаке — лучше непридумаешь в этой
юдоли!
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо вконце стихотворения
не точка, а многоточие, т.е. этотбессмысленный ряд можно длить
бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее,сводящее с ума и в
могилу обозрение столичной жизни наполуслове… Под стать
эмоциональному колориту стихотворенияразмер — трехстопный
анапест, напевно-тягучий и заунывный.Поется тяжело, мелодия
скрипит и буксует: размер нарушаютсверхсхемные ударения в начале
стиха: «Верю — здесь не страдать мудрено»;«В даль сокрытую...», «Жутко
нервам...»; «Чу! из крепости...»; «Выстрел- кто-то покончил с собой...».
Большинство произведений русской классикисочетают
художественную неувядаемость с глубиной ипоистине
неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма«Кому на Руси жить
хорошо?» не из их числа. Она прямолинейнав своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине еесодержания. Поэтому мы
рекомендуем нашим читателям еще разперечесть ее текст перед
экзаменом или иным образом освежить впамяти ее содержание.
Некрасов отдал дань романтизму сборникомстихотворений «Мечты и
звуки» (1840), жестоко осужденным, дажевысмеянным тогда же
Белинским. Зрелый Некрасов, начиная состихотворения «В дороге»
(«Скучно? скучно!.. Ямщик удалой...») 1845года, является
продолжателем пушкинской линии в русскойпоэзии — по
преимуществу реалистической. Внекрасовской лирике есть лирический
герой, но единство его определяется некругом тем и идей, связанных с
определенным типом личности, какЛермонтова, а общими
принципами отношения к действительности. Издесь Некрасов
выступает как выдающийся новатор,существенно обогативший русскую
лирическую поэзию, расширивший горизонтыдействительности,
охваченной лирическим изображением.Тематика Некрасова-лирика
разнообразна.
Первый из художественных принциповНекрасова-лирика можно
назвать социальным. Узкий круг лирическойтематики он дополнил
новой темой- социальной. Вспомнимхрестоматийные строки 1848 года
«Вчерашний день, часу в шестом». В своемпоследнем стихотворении «О
Муза, я у двери гроба» поэт последний развспомнит «эту бледную, в
крови,/ Кнутом иссеченную Музу». Источниквдохновения поэта, Муза,
у Некрасова — родная сестра несчастных,подвергаемых насилию и
угнетению. Не любовь к женщине, не красотаприроды, а страдания
замученных нуждой бедняков — вот источниклирических переживаний
во многих стихах Некрасова. Причем этасоциальная тема меняет
характер и собственно любовной лирикиНекрасова. «Ночь. Успели мы
всем насладиться. Что ж нам делать? Нехочется спать», — начинается
стихотворение 1858 года. И герой предлагаетпомолиться за тех, «кто
все терпит», «чьи работают грубые руки,/Предоставив почтительно
нам/ Погружаться в искусства, в науки,/Предаваться мечтам и
страстям». Ясно, что дворянин попроисхождению, Некрасов выражает
здесь сознание разночинца, истинногодемократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшегона себе голод и холод, не
умеющего, не способного дворянскибрезгливо и спесиво отвернуться
от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова непросто разночинец, а
разночинный интеллигент. Вот еще одиншедевр некрасовской
любовной лирики «Я не люблю иронии твоей»(датируется
предположительно 1850 годом и тожепредположительно обращенное к
К.Я.Панаевой). Одновременно это и образецинтеллектуальной поэзии,
герой и героиня культурные люди, в ихотношениях ирония и, главное,
высокий уровень самосознания. Они знают,понимают судьбу своей
любви и заранее грустят. ВоспроизведеннаяНекрасовым интимная
ситуация и возможные пути ее разрешениянапоминают отношения
героев Чернышевского «Что делать?».
Ярчайшим проявлением новой лирической темы- социальной — стало
стихотворение «Еду ли ночью по улицетемной» (1847). Это
душераздирающая история женщины, которуюнужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. «Беззащитная,больная и бездомная»,
женщина вызывает жалость, но нетвозможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этогоже ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: «В дороге».«Перед дождем», «Тройка»,
«Родина», «Псовая охота»,маленький цикл «На улице», «Несжатая
полоса». «Маша». «Тяжелый крестдостался ей на долю», " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризмав них суммируется и
обобщается в небольшой поэме «Рыцарь начас» (1862), особенно в
знаменитых строках:
«От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви,» — обращается поэтк матери. Эти строки
волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика- социальный
аналитизм. И это было новым в русской поэзии,отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчеваи Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи «Однажды, встуденую зимнюю пору»- про
мужичка с ноготок. Но не все знают, чтопредшествует этому отрывку в
стихотворении «Крестьянские дети», гдегерой оборачивает «другой
стороною медаль» крестьянского детства:«Положим, крестьянский
ребенок свободно Растет, не учась ничему, Новырастет он, если богу
угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему».
То есть герой некрасовской лирики умеетвидеть социальный смысл
воспроизводимых явлений и придавать егосвоим вполне лирическим
излияниям. Иными словами, носителем,субъектом социальной
типизации оказывается не только автор, но иего лирический герой.
Социальный аналитизм пронизывает дваизвестнейших стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» (1858)и «Железная дорога» (1864).
В «Размышлениях...» конкретныйединичный факт — приход мужиков с
просьбой или жалобой к министругосударственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления: «Знать,брели-то долгонько они/
Из каких-нибудь дальних губерний».Лирический герой домысливает то,
что на увиденных им из окна мужиках, какговорится, не написано. То
же в четверостишии «За заставой, вхарчевне убогой...», строки 86-89 и,
наконец, знаменитый финал стихотворения«Назови мне такую
обитель...».
За «Железную дорогу» редактор «Современника»,где она впервые была
напечатана, и он же автор стихотворенияполучил второе,
предпоследнее предупреждение о возможномзакрытии журнала от
самого министра внутренних дел Валуева,известного автора
либерально-реформаторских проектов. Особыенарекания цензуры
вызвал, на первый взгляд, вполне невинныйэпиграф: цензоры поняли,
что все «страшно эффектное», каквыразился один из них,
стихотворение придает эпиграфу острыйобщественный смысл и
бросает тень не только на руководившегостроительством Николаевской
железной дороги бывшегоглавноуправляющего железными дорогами
графа Клейнмихеля, но и на его умершегопокровителя, и на его ныне
царствующего сына. Вторая и четвертая частистихотворения,
проведенный в них социальный анализвыливались в страшное
обвинение правительства в геноциде, каксказали бы сегодня, и
спаивании собственного народа. Столь жесоциально заострено и
презрительное отношение Ванюшиного папаши-генералак каторжному
труду простого народа.
Два принципа отражения действительности внекрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип — революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден,что только народная,
крестьянская революция может изменитьжизнь России к лучшему. Два
разобранных выше стихотворения вполне ясноиллюстрируют этот
принцип: отрывок «Назови мне такуюобитель» из «Размышлений» и
последние три строфы второй части «Железнойдороги».
Революционность сознания лирическогогероя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистскийхарактер.
Особенно сильно эта сторона сознаниялирического герояпроявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникамНекрасова по
революционно-демократическому движению,другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову,Чернышевскому, Писареву.
Некрасов в обрисовке их личностей исходитиз того, что
революционно-демократическая деятельностьявляется самым завидным
и желанным уделом, и вообще роль «народногозаступника» для
Некрасова есть, используя формулу Фета, «патентна благородство» для
любого честно мыслящего современника.Черты вождей
революционной демократии приобретаютиконописный характер, их
жизненный путь представляется в традицияхжития мученика-аскета,
подвижника за народ.
Таково стихотворение «ПамятиДобролюбова» (1864). В его содержании
не стоит выискивать реальных иливымышленных черт, в нем
воспроизведено преимущественно должное.Безвременно скончавшийся
критик в некрасовском стихотворении неесть конкретный, живший
когда-то человек, а «идеал общественногодеятеля, который одно время
лелеял Добролюбова», как позднеепризнавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтомдеревенско-крестьянской
тематики. Но есть у него и урбанистическаялирика, т.е. стихи о городе,
в которых он выступает достойнымпродолжателем петербургских
страниц «Евгения Онегина» и «Медноговсадника» ипредшественником
Блока. Гениальным образцом стихотворения обольшом городе с его
социальными драмами является «Утро»(1872-73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэтобращается к «ней»,
связывая ее грусть и душевные страдания с«окружающей нас
нищетою», с которой «здесь природа самазаодно». Затем следуют две
«сельские» строфы с характерными,эмоционально окрашенными
эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные,«кляча с крестьянином
пьяным,/ Через силу бегущая вскачь», туман,мутное небо, и вывод
автора: «Хоть плачь?», «Но не краше игород богатый». В стихотворении
воскрешаются мотивы ранних «городских»стихов: «Еду ли ночью», «На
улице», «Убогая и нарядная» (1859),цикла «О погоде» (1858-65 гг.).
Жизнь города ужасна, никакойотрады для измученной души героя в
ней нет. Прежде всего, в городской суете нетсмысла, трудовые усилия
обитателей столицы отчуждены от них: делаих налицо — лиц, людей не
видно: «железной лопатой… мостовуюскребут», «начинается всюду
работа», «возвестилипожар с каланчи», «на позорную площадького-то
провезли» — преобладают безличные инеопределенно-личные
конструкции. То же и в последних строках:«кто-то умер», «где-то
раздался выстрел -Кто-то покончил с собой».
Человеческие фигуры в стихотворениисимволизируют отчужденность
людей друг от друга и от жизни — смерть.Первыми, если не лицами -
лиц нет, — то первым родом деятельности,встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача.Сейчас они произведут
гражданскую казнь, т.е. ритуал публичноголишения гражданских и
политических прав. Затем мы видим офицеров,едущих на дуэль. Еще
целый ряд образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазногопрогресса, у поэта
революционной демократии — торжествобессмыслицы:
«Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть».
Всего лишь. Понятно, что певецкапиталистического Петербурга не был
поклонником и сторонником капитализма. Авот отголоски
литературных предшественников Некрасова:«Чу! из крепости грянули
пушки! Наводненье столице грозит», — эхо«Медного всадника», но в
совершенно другой эмоциональной окраске.Избиение вора дворником
уже не вызывает в душе героя тех чувств,того сочувствия, которым
проникнута сценка поимки вора в цикле «Наулице». Слова «колотит» и
«попался» — низкая лексика,просторечие: «Опять вор! Опять бьют».
«Гонят стадо гусей на убой» — понятно:чтоб есть. И заключительный
аккорд — самоубийство на чердаке — лучше непридумаешь в этой
юдоли!
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо вконце стихотворения
не точка, а многоточие, т.е. этотбессмысленный ряд можно длить
бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее,сводящее с ума и в
могилу обозрение столичной жизни наполуслове… Под стать
эмоциональному колориту стихотворенияразмер — трехстопный
анапест, напевно-тягучий и заунывный.Поется тяжело, мелодия
скрипит и буксует: размер нарушаютсверхсхемные ударения в начале
стиха: «Верю — здесь не страдать мудрено»;«В даль сокрытую...», «Жутко
нервам...»; «Чу! из крепости...»; «Выстрел- кто-то покончил с собой...».
Большинство произведений русской классикисочетают
художественную неувядаемость с глубиной ипоистине
неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма«Кому на Руси жить
хорошо?» не из их числа. Она прямолинейнав своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине еесодержания. Поэтому мы
рекомендуем нашим читателям еще разперечесть ее текст перед
экзаменом или иным образом освежить впамяти ее содержание.