Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Разное
-
Сопоставить позиции лирических героев в стихотворениях “Ангел - хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова.
Сопоставить позиции лирических героев в стихотворениях “Ангел - хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова.
Сопоставить позициилирических героев в стихотворениях “Ангел- хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А.Некрасова.
Стихотворения “Ангел — хранитель” А. Блокаи “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первыйвзгляд не имеют между собой ничего общего.Действительно, А. Блок и Некрасов — этосовершенно разные писатели, каждый изкоторых отличается своим самобытным стилем,характером произведений, они жили и творили,по — существу, в разных эпохах: “Рыцарь начас” был написан в 1862 году, тогда какпроизведение А. Блока датируется началом XXвека, а именно 1906 годом. Но несмотря на всеэто есть очень важный фактор, которыйсближает эти произведения — это то, чтосоздавались они в трудные для страны годы, вгоды предшествующие глобальным переменам вжизни общества.
Н. А. Некрасов мучительно переживал годы,последовавшие за “крестьянской реформой”.Крестьянские бунты, вызванныеграбительской реформой, власти подавляли сневероятной жестокостью, революционнаядемократия также переживала трудные дни.Некрасов, будучи человеком, которомунебезразлична судьба Родины, бал страшнопотрясен, видя все это. В это времяарестовывают ближайших друзей Некрасова — М.Л. Михайлова, Н. Г. Чернышевского,запрещается на восемь месяцев издание “Современника”.И в этот момент рождается стихотворениеНекрасова “Рыцарь на час”, проникнутоечувством ответственности перед судомистории и судом собственного сердца.Воспоминания о матери вызывают в душелирического героя муки вечно беспокойнойсовести и мысли о своем месте в жизни. Онпросит мать спасти его, возродить “силусвободную, гордую”:
Выводи на дорогу тернистую !
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви !
Стихотворение завершается беспощаднымиупреками в адрес лирического героя, которыераспространяются на всех, кто активно неучаствует в борьбе против несправедливости:
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано...
Такая жесткая самокритика лирическогогероя обусловлена, по — видимому, ужасомсознания бессилия каким — либо образомактивно повлиять на сложившуюся ситуацию,он устал от постоянной борьбы,он не видит перспективы, и те действия чтоон предпринимает далеки от настоящейсамоотверженной борьбы. Отсюда и горько — ироническое заглавие: “Рыцарь на час”. Нодля лирического героя это не только упрек,это также мощный стимул преодолетьдушевную слабость, это призыв к действиям.
Стихотворение А. Блока было написано в 1906году, также в трудные для России годы, всамый разгар революции. Однако психическоедавление на Блока было не таким сильным, какна Некрасова, что обеспечило менее жесткуюсамооценку своих жизненных принципов.
Революция 1905 года произвела на негогромадное впечатление, в сильно степенипрояснила его идейное и художественноезрение. Он увидел активность народа, еговолю к борьбе за свободу и счастье, в самомсебе открыл «гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинномуи честному художнику чувство кровной связис народом и сознание общественнойответственности за свое писательское дело.Стихотворение “Ангел — хранитель” тоже,как и у Некрасова, своеобразная оценка своихдействий, оно показывает каким видит Блокасвое место в обществе, и какую роль долженон играть на перепутье историческогоразвития страны. Лирический герой Блока, вотличие от некрасовского, благодаритангела — хранителя за то, что он уберег егоот поспешных и необдуманных действий. Здесь лирическийгерой показывает свою силу, но сила этазаключается именно в том, что он не растерялсвои человеческие качества, он можетговорить правду и в этом вся его сила.Лирический герой Некрасова упрекает себяза то, что он не смог активно включиться вборьбу за народ, тогда как у Блока оннапротив благодарит ангела за то, что онуберег его от необдуманных решительныхдействий. Что это? Трусость? Нет, это скореездравая оценка сложившейся ситуации. Силапоэта, писателя заключается как раз в том,что они в состоянии влиять посредствомсвоих произведений на широкие массы народа,и поэтому, если тот или иной писатель илипоэт не участвует открыто в народныхволнениях, то это вовсе не говорит о том, чтоон вне народа. Блок подчеркивает теснуюсвязь лирического героя с народнымимассами. Он осознает необратимость перемен,но свое участие в этих переменах он видиттолько в рамках, ограничивающих сферудействий лирического героя. Лирическийгерой твердо знает к чему, и каким путем онбудет стремиться, а это – самое главное.
Стихотворения “Ангел — хранитель” А. Блокаи “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первыйвзгляд не имеют между собой ничего общего.Действительно, А. Блок и Некрасов — этосовершенно разные писатели, каждый изкоторых отличается своим самобытным стилем,характером произведений, они жили и творили,по — существу, в разных эпохах: “Рыцарь начас” был написан в 1862 году, тогда какпроизведение А. Блока датируется началом XXвека, а именно 1906 годом. Но несмотря на всеэто есть очень важный фактор, которыйсближает эти произведения — это то, чтосоздавались они в трудные для страны годы, вгоды предшествующие глобальным переменам вжизни общества.
Н. А. Некрасов мучительно переживал годы,последовавшие за “крестьянской реформой”.Крестьянские бунты, вызванныеграбительской реформой, власти подавляли сневероятной жестокостью, революционнаядемократия также переживала трудные дни.Некрасов, будучи человеком, которомунебезразлична судьба Родины, бал страшнопотрясен, видя все это. В это времяарестовывают ближайших друзей Некрасова — М.Л. Михайлова, Н. Г. Чернышевского,запрещается на восемь месяцев издание “Современника”.И в этот момент рождается стихотворениеНекрасова “Рыцарь на час”, проникнутоечувством ответственности перед судомистории и судом собственного сердца.Воспоминания о матери вызывают в душелирического героя муки вечно беспокойнойсовести и мысли о своем месте в жизни. Онпросит мать спасти его, возродить “силусвободную, гордую”:
Выводи на дорогу тернистую !
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви !
Стихотворение завершается беспощаднымиупреками в адрес лирического героя, которыераспространяются на всех, кто активно неучаствует в борьбе против несправедливости:
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано...
Такая жесткая самокритика лирическогогероя обусловлена, по — видимому, ужасомсознания бессилия каким — либо образомактивно повлиять на сложившуюся ситуацию,он устал от постоянной борьбы,он не видит перспективы, и те действия чтоон предпринимает далеки от настоящейсамоотверженной борьбы. Отсюда и горько — ироническое заглавие: “Рыцарь на час”. Нодля лирического героя это не только упрек,это также мощный стимул преодолетьдушевную слабость, это призыв к действиям.
Стихотворение А. Блока было написано в 1906году, также в трудные для России годы, всамый разгар революции. Однако психическоедавление на Блока было не таким сильным, какна Некрасова, что обеспечило менее жесткуюсамооценку своих жизненных принципов.
Революция 1905 года произвела на негогромадное впечатление, в сильно степенипрояснила его идейное и художественноезрение. Он увидел активность народа, еговолю к борьбе за свободу и счастье, в самомсебе открыл «гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинномуи честному художнику чувство кровной связис народом и сознание общественнойответственности за свое писательское дело.Стихотворение “Ангел — хранитель” тоже,как и у Некрасова, своеобразная оценка своихдействий, оно показывает каким видит Блокасвое место в обществе, и какую роль долженон играть на перепутье историческогоразвития страны. Лирический герой Блока, вотличие от некрасовского, благодаритангела — хранителя за то, что он уберег егоот поспешных и необдуманных действий. Здесь лирическийгерой показывает свою силу, но сила этазаключается именно в том, что он не растерялсвои человеческие качества, он можетговорить правду и в этом вся его сила.Лирический герой Некрасова упрекает себяза то, что он не смог активно включиться вборьбу за народ, тогда как у Блока оннапротив благодарит ангела за то, что онуберег его от необдуманных решительныхдействий. Что это? Трусость? Нет, это скореездравая оценка сложившейся ситуации. Силапоэта, писателя заключается как раз в том,что они в состоянии влиять посредствомсвоих произведений на широкие массы народа,и поэтому, если тот или иной писатель илипоэт не участвует открыто в народныхволнениях, то это вовсе не говорит о том, чтоон вне народа. Блок подчеркивает теснуюсвязь лирического героя с народнымимассами. Он осознает необратимость перемен,но свое участие в этих переменах он видиттолько в рамках, ограничивающих сферудействий лирического героя. Лирическийгерой твердо знает к чему, и каким путем онбудет стремиться, а это – самое главное.