Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Разное - Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Н. А.
Некрасов относится к числу тех русских
поэтов, которые всем своим творчеством как
бы вели спор с предшествующей литературной
традицией и в то же время сами создавали
традицию новую, характеризующую то время, в
которое они творили. Н. А. Некрасов
полностью переосмысливает представление о
поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для
того чтобы спорить с традицией, надо было
установить с ней связь. А потому целый ряд
стихотворений Н.
А. Некрасова носят явно полемический
характер. Таким становится и одно из лучших,
на мой взгляд, стихотворений поэта — “Элегия”.

Стихотворение
“Элегия” было написано в 1874 году и стало
ответом Н. А. Некрасова на высказывания в
адрес поэта многих критиков.

Один из них
писал: “То, что составляло его (Некрасова)
любимую тему — непосредственное описание
страданий народа и вообще бедняков, — уже
им исчерпано не потому, что подобная тема
сама по себе когда-нибудь могла быть вполне
исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то
повторяться, когда принимается за эту тему”.
Другой критик высказал мысль, что после 1861
года сама тема кажется устаревшей и
несостоятельной. Именно полемикой с такими
высказываниями и можно, на мой взгляд,
объяснить начало стихотворения:

Пускай нам
говорит изменчивая мода,

Что тема
старая — “страдания народа”

И что
поэзия забыть ее должна, —

Не верьте,
юноши! не стареет она.

Для своего
стихотворения Н. А. Некрасов избирает
шестистопный ямб с парной рифмовкой, то
есть александрийский стих — торжественный
размер эпохи классицизма. Это сразу
устанавливает ориентацию на высокий
уровень стиха и, кроме того, связь с
пушкинской “Деревней”. Между двумя
стихотворениями существуют и лексические
связи. Сравним у Н. А. Некрасова:

… Увы! пока
народы

Влачатся в
нищете, покорствуя бичам,

Как тощие
стада по скошенным лугам… —

и у Пушкина:

Склонясь на
чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь
рабство тощее влачится по браздам...

Это
сравнение призвано лишний раз подчеркнуть
важность темы и установить связь времен.

Насущность
обращения к этой теме Н. А. Некрасов
доказывает тем, что вводит в “Элегию”
описание жизни народа и показывает
полнейшую несостоятельность реформы. И
потому стихотворение становится своего
рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к
теме поэзии и понимания роли поэта:
поэт должен иметь одну цель — служение
народу — до тех пор, пока народ не будет
счастлив. Некрасов утверждает гражданскую
поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь
и выбор жанра: элегия — это традиционный
лирический жанр, содержание которого —
любовные переживания лирического героя.
Место возлюбленной у Н. А. Некрасова
занимает народ, к нему обращены мысли поэта.
Однако эта любовь остается неразделенной, и
отсюда возникает трагичность, свойственная
звучанию стихотворения:

Я лиру
посвятил народу своему.

Быть может,
я умру неведомый ему,

Но я ему
служил — и сердцем я спокоен...

В этих
фразах опять проявляется связь с А. С.
Пушкиным, на этот раз — со стихотворением “Эхо”:

На всякий
звук

Свой отклик
в воздухе пустом

Родишь ты
вдруг.

Тебе ж нет
отзыва… Таков И ты, поэт!

Разница
лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема
связывается непосредственно с народом,
конкретизируется и сам смысл сравнения:

… Но тот, о
ком пою в вечерней тишине,

Кому
посвящены мечтания поэта, —

Увы! не
внемлет он — и не дает ответа...

“Не дает
ответа” — это явная ориентация на
лирическое отступление из финальной части
поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только
народ — но и вся Русь — вот та неизменная
возлюбленная Н. А. Некрасова, которой
посвящены лучшие произведения поэта.