Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Разное
-
Стихотворение Н.А. Некрасова «Рыцарь на час» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение Н.А. Некрасова «Рыцарь на час» (восприятие, истолкование, оценка)
Н.А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасов очень любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для него настоящей трагедией.
Многие произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта был творческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», и стихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Но произведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельные стихотворения.
«Рыцарь на час» написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова. Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Это грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.
Стихотворение состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустным размышлением автора на фоне осеннего пейзажа:
Если пасмурен день, если ночь несветла,
Если вечер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует …
Но дальше настроение лирического героя меняется, наполняется яркими красками:
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубравой,
И господствуют в небе цвета:
Голубой, беловатый, лиловый,
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых странных теней.
Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна –
Утомилась кормилица наша!
Поэт называет деревню «родной», «кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.
В этой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым:
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Напоминает ожившую грудь …
Восклицательные предложения подчеркивают радостное настроение поэта.
И все же грустные воспоминания не дают покоя:
В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать.
Грустью наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ церкви:
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
История русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была ему мать, как сильно он любил ее:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила, нелюбимая;
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, – грудью своей
Защищая любимых детей.
Антонимы: «родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложна и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей воды божество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ:
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах.
В своей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына:
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои.
Возможно, после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его простить:
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить …
Чтобы передать свои чувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.
В третьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность. Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей», неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской «Думой». Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его «ничтожное племя».
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела мертвы вы давно,
Суждены вам благие порывы,
Да свершить ничего не дало …
Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность.
Мне понравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.
Многие произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта был творческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», и стихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Но произведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельные стихотворения.
«Рыцарь на час» написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова. Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Это грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.
Стихотворение состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустным размышлением автора на фоне осеннего пейзажа:
Если пасмурен день, если ночь несветла,
Если вечер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует …
Но дальше настроение лирического героя меняется, наполняется яркими красками:
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубравой,
И господствуют в небе цвета:
Голубой, беловатый, лиловый,
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых странных теней.
Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна –
Утомилась кормилица наша!
Поэт называет деревню «родной», «кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.
В этой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым:
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Напоминает ожившую грудь …
Восклицательные предложения подчеркивают радостное настроение поэта.
И все же грустные воспоминания не дают покоя:
В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать.
Грустью наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ церкви:
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
История русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была ему мать, как сильно он любил ее:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила, нелюбимая;
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, – грудью своей
Защищая любимых детей.
Антонимы: «родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложна и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей воды божество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ:
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах.
В своей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына:
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои.
Возможно, после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его простить:
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить …
Чтобы передать свои чувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.
В третьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность. Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей», неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской «Думой». Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его «ничтожное племя».
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела мертвы вы давно,
Суждены вам благие порывы,
Да свершить ничего не дало …
Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность.
Мне понравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.