Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Разное - Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге» (Восприятие, истолкование, опенка)

Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге» (Восприятие, истолкование, опенка)


-Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку! Этими строками ничинается стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге», написанное в 1845 году в сборнике «Мечты и зву- ки».Восторженно приветствовал это произведение великий рус- ский литературный критик В.Г.Белинский, назвав Некрасова «ис- тинным поэтом».Действительно, автор стихотворения не только разогнал скуку читателей, привыкших к слащавой лирике, но и всколыхнул гражданские чувства диалогом простого ямщика с писателем.Нехарактерно было в то время печатать «грубые простонародные душеизъявления» на страницах литературных журналов, предназначенных для утонченных чувств высокой пуб- лики. «В дороге» противопоставлены два мира: мир господ, по мило- сти которых рушатся человеческие судьбы бесправных крепост- ных крестьян, и мир ни в чем не повинных жертв из народа, ко- торый не может распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни трудом.Некрасова недаром называли «певцом народных страда- ний», так как все сочувствие, все симпатии поэта-на стороне обездоленных.Из-за барской прихоти искалечена жизнь двух молодых людей-ямщика и его жены.

А украдкой ревет, как шальная…

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая! Внешняя тяжесть жизни Груши очевидна, хотя преувеличи- вать ленивость героини грех.У нее нет презрения к физическому труду, слова же ее мужа «ни косить, ни ходить за коровой...» сначала воспринимаются прямолинейно:«Белоруч- ка, вишь ты, белоличка».На плечи воспитанной в барском до- ме, вместе с барышней обученной разным наукам девушки, в один миг превращенной в простую мужичку, легла сверхтяжелая, почти мужская работа, извечно предназначенная русской крестьянке.По прихоти старого барина Груша, с детских лет привыкшая к атласным сарафанам, евшая вдоволь кашу с медом, избалованная холопка, теперь «осиротела» по вине мужа ее бывшей наперстницы-молодой барыни.Новый хозяин после смерти старого барина поставил все на круги своя.

Воротил он ее(Грушу)на село-

Знай-де место свое ты, мужичка! Вина господ не только в том, они оторвали Грушу от привыч- ной среды, не приучили к крестьянской работе, но и в том, что они видели в маленькой крестьянской девочке живую куклу для своей дочери, и в том, что с воспитанием в помещичьем доме в Груше развились сентиментальные чувства, несовместимые с гру- бым крестьянским бытом.Ей было бы еще тяжелее, если бы муж ее не жалел, не скрашивал ее тоску по прежней жизни мелкими обновками: то новым сарафаном, то сапогами-котами.

… Видит Бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить-так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку… Муж-ямщик прощает жене, что она «на какой-то патрет все глядит да читает какую-то книжку», сына учит грамоте, моет и стрижет, каждый день причесывает ему волосы, не бьет и мужу бить не дает.Чистота, грамотность непривычны для ямщика, отсю- да его страх:"… Погубит она сынишку". Рядом с Грушей нет никого, кто бы ее понимал.Заботы о сыне немного утешают ее, но и приносят новую боль за будущее сына. Стремление к счастью, к культуре неосуществимы в тех усло- виях, в которых оказалась Груша.Ее можно назвать «без вины виноватой».Даже муж называет ее «злодейка-жена», косвенно об- виняя Грушу в своей изломанной судьбе и сраданиях, искренне сокрушаясь, что жена «как щепка худа и бледна, ходит, тоись, совсем через силу, в день двух ложек не съест толокна-чай, свалим через месяц в могилу...» Но ведь и он-жертва господ: женили его помимо воли, согласия в семье не сложилось, впереди-вдовство и одиночество. Таким образом, капризы господ изломали жизнь обоим.Это вы- зывает негодование читателей: люди-не игрушки в руках господ. Лирическое, нравственное, психологическое и социальное у Не- красова взаимосвязано.Автор не «cовпадает» ни с одним из своих лирических персонажей, но незримо стоит за каждым из них, говорит их языком. Жизнь в стихотворении представлена многослойно, страдание чувствуется вдвойне и даже втройне: оно и от горя мужика, и от горя несчастной Груши, и от горя крестьянского моря страда- ний.Так можно ли сказать, что ямщик разогнал неотвязную ску- ку?