Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
Н. А.
Некрасов пишет в то время, когда в русской
литературе безраздельно господствует
проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие
моменты поэту особенно важно определить
назначение поэта и роль поэзии в жизни,
оправдать необходимость своего творчества.
И Н. А. Некрасову приходится искать новую
аудиторию, новые направления в лирике.
Русская
поэтическая традиция создала два
устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец.
Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими
образами. Пророк осмеян еще в юношеских
стихах, но и второй образ явно не
соответствует некрасовским представлениям:
И поэтом,
баловнем свободы,
Другом лени
— не был никогда, —
говорит о
себе Н. А. Некрасов. Что же можно
противопоставить традиции? Н. А. Некрасов
первым начинает говорить о снижении роли
литературы, представляет поэзию тяжелым и
безрадостным трудом:
Праздник
жизни — молодости годы —
Я убил под
тяжестью труда...
Поэт у
Некрасова находится под игом обыденного, он
спускается с небес на землю, заходит в
подвалы, а потому он во всеуслышание
отрекается от поэтических атрибутов и
отказывается воспевать “красу долин, небес,
и моря, и ласку милой”.
Представления
Н. А. Некрасова о сущности и назначении
поэзии складывались в процессе творческого
общения с идеологами революционной
демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А.
Добролюбовым, а также такими
прогрессивными писателями, как М. Е.
Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний
период творчества Некрасов не сомневается:
Кто у одра
страдающего брата
Не пролил
слез, в ком состраданья нет,
Кто продает
себя толпе за злато,
Тот не поэт!
В 1852 году Н.
А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен
незлобивый поэт...”. В нем отчетливо
противопоставлены два типа поэта
литературы того времени. С одной стороны, —
незлобивый поэт, примером которого для
Николая Некрасова был Василий Жуковский. В
нем “мало желчи, много чувства”, его лира
миролюбива:
Дивясь
великому уму,
Его не
гонят, не злословят,
И
современники ему
При жизни
памятник готовят...
Незлобивому
поэту противопоставляется образ поэта
мести и печали. Он, обличитель толпы,
вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут
хулы и гоненья:
Питая
ненавистью грудь,
Уста
вооружив сатирой,
Проходит он
тернистый путь
С своей
карающею лирой.
Примером
такого человека для Н. А. Некрасова
становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов
заявляет о противоборстве в русской поэзии
эстетского и гражданского направлений и
отрицает “чистое искусство”.
В
стихотворении 1856 года эта тема нашла свое
развитие в диалоге между Поэтом и
Гражданином:
Ты знаешь
сам,
Какое время
наступило;
В ком
чувство долга не остыло,
Кто сердцем
неподкупно прям,
В ком
дарованье, сила, меткость,
Тому теперь
не должно спать… —
призывает
Гражданин — один из первых положительных
героев лирики Некрасова. Хандра, вялость
поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт
не может существовать без тесной связи с
событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов
полемизирует с поэтами, пропагандирующими
“чистое искусство”, и утверждает, что поэт
в первую очередь должен быть гражданином:
Поэтом
можешь ты не быть,
Но
гражданином быть обязан.
Монологи
Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты
глубоким патриотическим чувством, в них
звучит призыв к борьбе. Как сын не может
смотреть на горе и страдание матери, так и
поэт не может спокойно взирать на тяжелое
положение родины. И Гражданин
провозглашает высокий идеал служения
отечеству:
Иди в огонь
за честь отчизны,
За
убежденье, за любовь...
Иди и гибни
безупречно.
Умрешь не
даром: дело прочно,
Когда под
ним струится кровь...
У Н. А.
Некрасова также новое представление и о
главном поэтическом образе — Музе. Этот
образ появляется еще в первом поэтическом
сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там
он традиционен, как традиционно и
представление о поэте. Зато уже в
стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов
пишет о том, что не видит перед собой “ласково
пою-Щей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
Но рано
надо мной отяготели узы
Другой,
неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной
спутницы печальных бедняков,
Рожденных
для труда, страданья и оков...
Чрез бездны
темные Насилия и Зла,
Труда и
Голода она меня вела...
Так в
творчестве поэта появляется образ Музы “мести
и печали”. Возникает и новый аспект этой
темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская
женщина, сестра крестьянки, которую
избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения
“Вчерашний день, часу в шестом...”, “О Муза!
наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):
Не русский
— взглянет без любви
На эту
бледную, в крови,
Кнутом
иссеченную Музу...
Через
поэзию Некрасова проходит образ оратора,
трибуна. Его поэтическое “я” — это не
собирательный образ поэта, это именно сам Н.
А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в
постоянном конфликте с толпой, которая не
понимает и не принимает его стихов,
высмеивает поэта. Путь человека, решившего
служить народу, тяжел — он может остаться
для своих читателей безвестным, его клянет
толпа, не жалуют современники, да, этот путь
воистину тернист:
… свой
венец терновый приняла,
Не дрогнув,
обесславленная Муза
И под
кнутом без звука умерла.
Высшее
предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в
беззаветном служении народу. Тема народа,
родины становится одной из важнейших тем
всего творчества поэта. Он уверен: до тех
пор, пока актуальна тема страданий народа,
художник не вправе ее забывать. Это
беззаветное служение людям — суть поэзии Н.
А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,
одном из самых любимых своих стихов,
Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
Я лиру
посвятил народу своему.
Быть может,
я умру неведомый ему,
Но я ему
служил — и сердцем я спокоен...
Н. А.
Некрасов пишет в то время, когда в русской
литературе безраздельно господствует
проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие
моменты поэту особенно важно определить
назначение поэта и роль поэзии в жизни,
оправдать необходимость своего творчества.
И Н. А. Некрасову приходится искать новую
аудиторию, новые направления в лирике.
Русская
поэтическая традиция создала два
устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец.
Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими
образами. Пророк осмеян еще в юношеских
стихах, но и второй образ явно не
соответствует некрасовским представлениям:
И поэтом,
баловнем свободы,
Другом лени
— не был никогда, —
говорит о
себе Н. А. Некрасов. Что же можно
противопоставить традиции? Н. А. Некрасов
первым начинает говорить о снижении роли
литературы, представляет поэзию тяжелым и
безрадостным трудом:
Праздник
жизни — молодости годы —
Я убил под
тяжестью труда...
Поэт у
Некрасова находится под игом обыденного, он
спускается с небес на землю, заходит в
подвалы, а потому он во всеуслышание
отрекается от поэтических атрибутов и
отказывается воспевать “красу долин, небес,
и моря, и ласку милой”.
Представления
Н. А. Некрасова о сущности и назначении
поэзии складывались в процессе творческого
общения с идеологами революционной
демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А.
Добролюбовым, а также такими
прогрессивными писателями, как М. Е.
Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний
период творчества Некрасов не сомневается:
Кто у одра
страдающего брата
Не пролил
слез, в ком состраданья нет,
Кто продает
себя толпе за злато,
Тот не поэт!
В 1852 году Н.
А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен
незлобивый поэт...”. В нем отчетливо
противопоставлены два типа поэта
литературы того времени. С одной стороны, —
незлобивый поэт, примером которого для
Николая Некрасова был Василий Жуковский. В
нем “мало желчи, много чувства”, его лира
миролюбива:
Дивясь
великому уму,
Его не
гонят, не злословят,
И
современники ему
При жизни
памятник готовят...
Незлобивому
поэту противопоставляется образ поэта
мести и печали. Он, обличитель толпы,
вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут
хулы и гоненья:
Питая
ненавистью грудь,
Уста
вооружив сатирой,
Проходит он
тернистый путь
С своей
карающею лирой.
Примером
такого человека для Н. А. Некрасова
становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов
заявляет о противоборстве в русской поэзии
эстетского и гражданского направлений и
отрицает “чистое искусство”.
В
стихотворении 1856 года эта тема нашла свое
развитие в диалоге между Поэтом и
Гражданином:
Ты знаешь
сам,
Какое время
наступило;
В ком
чувство долга не остыло,
Кто сердцем
неподкупно прям,
В ком
дарованье, сила, меткость,
Тому теперь
не должно спать… —
призывает
Гражданин — один из первых положительных
героев лирики Некрасова. Хандра, вялость
поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт
не может существовать без тесной связи с
событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов
полемизирует с поэтами, пропагандирующими
“чистое искусство”, и утверждает, что поэт
в первую очередь должен быть гражданином:
Поэтом
можешь ты не быть,
Но
гражданином быть обязан.
Монологи
Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты
глубоким патриотическим чувством, в них
звучит призыв к борьбе. Как сын не может
смотреть на горе и страдание матери, так и
поэт не может спокойно взирать на тяжелое
положение родины. И Гражданин
провозглашает высокий идеал служения
отечеству:
Иди в огонь
за честь отчизны,
За
убежденье, за любовь...
Иди и гибни
безупречно.
Умрешь не
даром: дело прочно,
Когда под
ним струится кровь...
У Н. А.
Некрасова также новое представление и о
главном поэтическом образе — Музе. Этот
образ появляется еще в первом поэтическом
сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там
он традиционен, как традиционно и
представление о поэте. Зато уже в
стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов
пишет о том, что не видит перед собой “ласково
пою-Щей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
Но рано
надо мной отяготели узы
Другой,
неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной
спутницы печальных бедняков,
Рожденных
для труда, страданья и оков...
Чрез бездны
темные Насилия и Зла,
Труда и
Голода она меня вела...
Так в
творчестве поэта появляется образ Музы “мести
и печали”. Возникает и новый аспект этой
темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская
женщина, сестра крестьянки, которую
избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения
“Вчерашний день, часу в шестом...”, “О Муза!
наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):
Не русский
— взглянет без любви
На эту
бледную, в крови,
Кнутом
иссеченную Музу...
Через
поэзию Некрасова проходит образ оратора,
трибуна. Его поэтическое “я” — это не
собирательный образ поэта, это именно сам Н.
А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в
постоянном конфликте с толпой, которая не
понимает и не принимает его стихов,
высмеивает поэта. Путь человека, решившего
служить народу, тяжел — он может остаться
для своих читателей безвестным, его клянет
толпа, не жалуют современники, да, этот путь
воистину тернист:
… свой
венец терновый приняла,
Не дрогнув,
обесславленная Муза
И под
кнутом без звука умерла.
Высшее
предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в
беззаветном служении народу. Тема народа,
родины становится одной из важнейших тем
всего творчества поэта. Он уверен: до тех
пор, пока актуальна тема страданий народа,
художник не вправе ее забывать. Это
беззаветное служение людям — суть поэзии Н.
А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,
одном из самых любимых своих стихов,
Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
Я лиру
посвятил народу своему.
Быть может,
я умру неведомый ему,
Но я ему
служил — и сердцем я спокоен...