Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Разное - В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего рольЕ заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.

В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего рольЕ заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.

ЕВ нашем отечестве роль писателя есть прежде всего рольЕ заступника за безгласных и приниженных.
Н. А. Некрасов.
В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинно-го строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».
Труд — основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии — прежде всего хоро-ший и умелый работник.Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений — знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуа-тацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабо-чих: Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой. На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесен-ные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой трудЕ

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!» В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу — стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров: Да не робей за отчизну любезнуюЕ

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе. Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувство-вал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных труже-ников и страдальцев — бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, чтоВ мире есть царь: этот царь беспощаден,/Голод названье ему. Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобио-графической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»: Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлакиЕ Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит: Когда бы зажило плечо,/Тянул бы лямку, как медведь,/ А кабы к утру умереть -/ Так лучше было бы ещё. Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка — богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка — росту большого, рука, что железная, плечи — косая са-жень.«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатыр-ское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю: Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо — и до рук бородаЕ Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе.На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,/ Работничек в поле ты былЕ Эту же тему подхватывает в " Кому на Руси жить хорошо" Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,/ Мужик — не богатырь?/ И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана/ В бою — а богатырь! Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли — о его неза-метном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякае-мых силах.Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Черны-шевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутренне-го, нравственного богатства, душевной стойкости. Красавица, мира на диво,/ Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива,/ Во всякой работе ловка. Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах: Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли. Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжни-кам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихо-творение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотон-ным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса/ Мы вертим — вертим — вертим!

Бесполезно плакать и молиться,/ Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри — проклятое вертится,/ Хоть умри — гудит — гудит — гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабрич-ного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» — это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Гор-сточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырасти-ла тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет: Воля и труд человека/ Дивные дива творят! Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.