Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
Разное
-
«Я лиру посвятил народу своему» (основные мотивы в лирике Некрасова)
«Я лиру посвятил народу своему» (основные мотивы в лирике Некрасова)
Некрасов — поистине народный поэт. И нет такого поэта или писателя, о который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами России. Его стихи потрясают правдивыми картинами рабства и нищеты, нотами горького покаяния:
Народ! Народ!
Люблю тебя, пою твои страданья.
Но где герой, кто выведет
Из тьмы тебя на свет?..
Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку. Еще в 1848 г. в одном из стихотворений автор отождествляет свою музу с образом крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел, я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная”.
Некрасов как никто другой умел проникнуть в мир других людей, что позволило ему правдиво изобразить характер крестьян. По мнению поэта, любить народ означало ненавидеть его угнетателей и отдать все свои силы в борьбе за его освобождение. Поэтому личное в его поэзии просто неотделимо от народного. Так, в произведении “Рыцарь на час” борьбу за счастье народа Некрасов называет “великим делом любви”.
Чувство любви и сострадания к обездоленным, к нищей Родине пронизывает практически всю его поэзию. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса и снежные зимы — вот тот неиссякаемый источник, из которого Некрасов черпал свое вдохновение. В стихотворении “Тишина” есть такие строки:
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
Нелегкая судьба крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир его поэзии — это мир, увиденный “сквозь слезы” глазами самого народа. Он страстно мечтал увидеть людей свободными:
Мать-отчизна!
Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
И все же Некрасов верил, что народ все вынесет и “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”.
Будущее страны он представлял как жизнь свобедного и процветающего общества:
… Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд.
Над вечною рекою…
Образ русской женщины занимает в творчестве Некрасова одно из главных мест. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Поэт разделяет ее страдания и от непосильной работы, и от бесконечных унижений. Но Некрасов изображал женщину не только как измученную крестьянку. В его поэзии присутствует и другой образ — образ настоящей красавицы, обладающей, к тому же, редкостной добротой, заботливой и трудолюбивой. Русскую женщину Некрасов воспевает за стойкость, красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, за гордость, достоинство и заботу о своих ближних:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом, цариц.
Некрасов писал и о любви, но его любовь достаточно своеобразна Другие поэты предпочитали изображать прекрасные и волнующие мгновения этого чувства, у Некрасова же любовь — нечто земное, поэтому отношения между влюбленными людьми сложны и противоречивы: “Мы с тобой бестолковые люди...”, “Я не люблю иронии твоей...”, “Да, наша жизнь текла мятежно...”.
Помимо этого, в поэзии Некрасова отчетливо прослеживается гражданский мотив. Мысль о нравственном начале каждого человека пронизывает многие его произведения. Сам он считал себя человеком высокой морали, каковым и являлся на самом деле:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.
Афоризмом стали некрасовские строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
В этом стихотворении, которое называется “Поэт и гражданин”, Некрасов четко обозначает нравственную позицию каждого человека' нельзя равнодушно взирать на страдания и беды других людей. Таким примером для него были Добролюбов, Белинский и Шевченко. Поэт высоко оценил их нравственный подвиг во имя Родины, которую они любили “как женщину”.
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни…
Эти строки, посвященные Добролюбову, можно с легкостью переадресовать и самому автору стихотворения.
Народ! Народ!
Люблю тебя, пою твои страданья.
Но где герой, кто выведет
Из тьмы тебя на свет?..
Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку. Еще в 1848 г. в одном из стихотворений автор отождествляет свою музу с образом крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел, я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная”.
Некрасов как никто другой умел проникнуть в мир других людей, что позволило ему правдиво изобразить характер крестьян. По мнению поэта, любить народ означало ненавидеть его угнетателей и отдать все свои силы в борьбе за его освобождение. Поэтому личное в его поэзии просто неотделимо от народного. Так, в произведении “Рыцарь на час” борьбу за счастье народа Некрасов называет “великим делом любви”.
Чувство любви и сострадания к обездоленным, к нищей Родине пронизывает практически всю его поэзию. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса и снежные зимы — вот тот неиссякаемый источник, из которого Некрасов черпал свое вдохновение. В стихотворении “Тишина” есть такие строки:
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
Нелегкая судьба крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир его поэзии — это мир, увиденный “сквозь слезы” глазами самого народа. Он страстно мечтал увидеть людей свободными:
Мать-отчизна!
Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
И все же Некрасов верил, что народ все вынесет и “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”.
Будущее страны он представлял как жизнь свобедного и процветающего общества:
… Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд.
Над вечною рекою…
Образ русской женщины занимает в творчестве Некрасова одно из главных мест. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Поэт разделяет ее страдания и от непосильной работы, и от бесконечных унижений. Но Некрасов изображал женщину не только как измученную крестьянку. В его поэзии присутствует и другой образ — образ настоящей красавицы, обладающей, к тому же, редкостной добротой, заботливой и трудолюбивой. Русскую женщину Некрасов воспевает за стойкость, красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, за гордость, достоинство и заботу о своих ближних:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом, цариц.
Некрасов писал и о любви, но его любовь достаточно своеобразна Другие поэты предпочитали изображать прекрасные и волнующие мгновения этого чувства, у Некрасова же любовь — нечто земное, поэтому отношения между влюбленными людьми сложны и противоречивы: “Мы с тобой бестолковые люди...”, “Я не люблю иронии твоей...”, “Да, наша жизнь текла мятежно...”.
Помимо этого, в поэзии Некрасова отчетливо прослеживается гражданский мотив. Мысль о нравственном начале каждого человека пронизывает многие его произведения. Сам он считал себя человеком высокой морали, каковым и являлся на самом деле:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.
Афоризмом стали некрасовские строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
В этом стихотворении, которое называется “Поэт и гражданин”, Некрасов четко обозначает нравственную позицию каждого человека' нельзя равнодушно взирать на страдания и беды других людей. Таким примером для него были Добролюбов, Белинский и Шевченко. Поэт высоко оценил их нравственный подвиг во имя Родины, которую они любили “как женщину”.
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни…
Эти строки, посвященные Добролюбову, можно с легкостью переадресовать и самому автору стихотворения.