Русские сочинения - Некрасов Н.А. - Умру я скоро. Жалкое наследство… - Стихотворение Н. А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство...» (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Н. А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство...» (Восприятие, истолкование, оценка)

Творчество Некрасова относится в основном к 50-70 годам 19 века. Главным вопросом в жизни общества того времени был вопрос о положении народа, его судьбе. Этот вопрос занимает центральное место в поэтическом мире Некрасова. Стихи Некрасова посвящены раздумьям, переживаниям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родине. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря его умению относиться к страданиям людей, как к своим собственным, переживать несчастье человека, как свое. Восприимчивость к чужому горю, чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ -все это предопределило особенности лирики Некрасова. Наглядный пример тому -стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство...».



Стихотворение написано в 1867 году, оно получило характер итогового творения. В сущности, это образец некрасовской исповеди. Чувства и переживания поэта за народ, за людей стали причиной его чувства вины. Мнимые заблуждения и ошибки вызывали в Некрасове желание исповедаться, покаяться. Стихотворение содержит в себе основные мотивы творчества поэта — боль, горечь, спасительную иронию. Давящее настроение беспросветной печали создается прежде всего с помощью словесного материала: «под гнетом роковым», «в мучительной борьбе», «печальный твой поэт», «с своей угрюмой музой» и другие строки стихотворения характеризуют мрачный и грустный настрой поэта. В общую атмосферу уныния вливается появляющийся в стихотворении мотив одиночества: «Давно я одинок...», — говорит лирический герой.



Взгляд лирического героя стихотворения обращен в прошлое. Герой вместе с поэтом окидывает мысленным взором всю свою прошедшую жизнь. Мало что в этой жизни согревало его страдающее сердце:



Вначале шел я с дружною семъею, По еде они, друзья мои, теперь? -
Говорит лирический герой, и в образе его мы видим потерянность, неприкаянность страдающей личности. Создается ощущение, что лирический герой страдает от непонимания и стремится быть понятым.
Печально звучат строки:
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она...



В этих строках — трагический надрыв поэта, его тоска о несовершенном. «За каплю крови, общую с народом...» — эти строки показывают, насколько требователен был к себе Некрасов, они же отрицают предыдущую печаль. Не могут слова истинно народного поэта не дойти до народа, никогда не будет он забыт.
Именно любовь к родной стороне в некрасовских стихах можно назвать светлой нотой.



Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство...» пронизано грустью и тоской о судьбе родной стороны. Обращение-восклицание «о родина!» встречается в тексте стихотворения четыре раза. Поэт молит о прощении у страны, для которой, по его мнению, сделано не все возможное:



Прости меня, о родина! прости!...



В этой поэтической строчке звучит небывалый накал чувств лирического героя, голос которого сливается с голосом автора. Поэт открыто признается, в чем видел свою вину:



Я к цели шел колеблющимся шагом Я для нее не жертвовал собой.

я шагом Я для нее не жертвовал собой...


Итак, стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство...» — это исповедь поэта. Некрасов считает, что не все успел, что мог, и это его печалит, заставляет его душу наполниться страданием. Стихотворение трагично, это печальное признание своей вины за несделанное. Некрасов очень глубоко воспринимал вопрос о значении поэта и его поэзии, и он считал, что не все сделал, как нужно. Он «не жертвовал собой» и это его — ошибка. Но с таким утверждением нельзя согласиться. Некрасов — народный поэт — своей лирикой вызвал сочувствие к людям, он показал народную жизнь без прикрас и идеализации, в чем его несомненная заслуга перед современниками и потомками. В его лирике мы видим цельный образ страдающей России, в каждом из героев его стихотворения встают перед нами несчастные, страдающие люди.