Русские сочинения
-
Некрасов Н.А.
-
В дороге
-
Стихотворение Н.А.Некрасова "В дороге" (Восприятие, истолкование, опенка)
Стихотворение Н.А.Некрасова "В дороге" (Восприятие, истолкование, опенка)
Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Этими строками ничинается стихотворение Н.А.Некрасова
«В дороге», написанное в 1845 году в сборнике «Мечты и зву-
ки».Восторженно приветствовал это произведение великий рус-
ский литературный критик В.Г.Белинский, назвав Некрасова «ис-
тинным поэтом».Действительно, автор стихотворения не только разогнал скуку читателей, привыкших к слащавой лирике, но и
всколыхнул гражданские чувства диалогом простого ямщика с
писателем.Нехарактерно было в то время печатать «грубые
простонародные душеизъявления» на страницах литературных
журналов, предназначенных для утонченных чувств высокой пуб-
лики.
«В дороге» противопоставлены два мира: мир господ, по мило-
сти которых рушатся человеческие судьбы бесправных крепост-
ных крестьян, и мир ни в чем не повинных жертв из народа, ко-
торый не может распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни
трудом.Некрасова недаром называли «певцом народных страда-
ний», так как все сочувствие, все симпатии поэта-на стороне обездоленных.Из-за барской прихоти искалечена жизнь двух
молодых людей-ямщика и его жены.
А украдкой ревет, как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
Внешняя тяжесть жизни Груши очевидна, хотя преувеличи-
вать ленивость героини грех.У нее нет презрения к физическому труду, слова же ее мужа «ни косить, ни ходить за
коровой...» сначала воспринимаются прямолинейно:«Белоруч-
ка, вишь ты, белоличка».На плечи воспитанной в барском до-
ме, вместе с барышней обученной разным наукам девушки, в один миг превращенной в простую мужичку, легла сверхтяжелая,
почти мужская работа, извечно предназначенная русской
крестьянке.По прихоти старого барина Груша, с детских лет привыкшая к атласным сарафанам, евшая вдоволь кашу с
медом, избалованная холопка, теперь «осиротела» по вине мужа
ее бывшей наперстницы-молодой барыни.Новый хозяин после смерти старого барина поставил все на круги своя.
Воротил он ее(Грушу)на село-
Знай-де место свое ты, мужичка!
Вина господ не только в том, они оторвали Грушу от привыч-
ной среды, не приучили к крестьянской работе, но и в том, что
они видели в маленькой крестьянской девочке живую куклу для своей дочери, и в том, что с воспитанием в помещичьем доме в
Груше развились сентиментальные чувства, несовместимые с гру-
бым крестьянским бытом.Ей было бы еще тяжелее, если бы муж ее не жалел, не скрашивал ее тоску по прежней жизни мелкими
обновками: то новым сарафаном, то сапогами-котами.
… Видит Бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить-так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...
Муж-ямщик прощает жене, что она «на какой-то патрет все
глядит да читает какую-то книжку», сына учит грамоте, моет и стрижет, каждый день причесывает ему волосы, не бьет и мужу
бить не дает.Чистота, грамотность непривычны для ямщика, отсю-
да его страх:"…
.Погубит она сынишку".
Рядом с Грушей нет никого, кто бы ее понимал.Заботы о сыне немного утешают ее, но и приносят новую боль за будущее сына.
Стремление к счастью, к культуре неосуществимы в тех усло-
виях, в которых оказалась Груша.Ее можно назвать «без вины
виноватой».Даже муж называет ее «злодейка-жена», косвенно об-
виняя Грушу в своей изломанной судьбе и сраданиях, искренне
сокрушаясь, что жена «как щепка худа и бледна, ходит, тоись,
совсем через силу, в день двух ложек не съест толокна-чай,
свалим через месяц в могилу...»
Но ведь и он-жертва господ: женили его помимо воли, согласия
в семье не сложилось, впереди-вдовство и одиночество.
Таким образом, капризы господ изломали жизнь обоим.Это вы-
зывает негодование читателей: люди-не игрушки в руках господ.
Лирическое, нравственное, психологическое и социальное у Не-
красова взаимосвязано.Автор не «cовпадает» ни с одним из своих лирических персонажей, но незримо стоит за каждым из
них, говорит их языком.
Жизнь в стихотворении представлена многослойно, страдание чувствуется вдвойне и даже втройне: оно и от горя мужика, и от
горя несчастной Груши, и от горя крестьянского моря страда-
ний.Так можно ли сказать, что ямщик разогнал неотвязную ску-
ку?
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Этими строками ничинается стихотворение Н.А.Некрасова
«В дороге», написанное в 1845 году в сборнике «Мечты и зву-
ки».Восторженно приветствовал это произведение великий рус-
ский литературный критик В.Г.Белинский, назвав Некрасова «ис-
тинным поэтом».Действительно, автор стихотворения не только разогнал скуку читателей, привыкших к слащавой лирике, но и
всколыхнул гражданские чувства диалогом простого ямщика с
писателем.Нехарактерно было в то время печатать «грубые
простонародные душеизъявления» на страницах литературных
журналов, предназначенных для утонченных чувств высокой пуб-
лики.
«В дороге» противопоставлены два мира: мир господ, по мило-
сти которых рушатся человеческие судьбы бесправных крепост-
ных крестьян, и мир ни в чем не повинных жертв из народа, ко-
торый не может распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни
трудом.Некрасова недаром называли «певцом народных страда-
ний», так как все сочувствие, все симпатии поэта-на стороне обездоленных.Из-за барской прихоти искалечена жизнь двух
молодых людей-ямщика и его жены.
А украдкой ревет, как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
Внешняя тяжесть жизни Груши очевидна, хотя преувеличи-
вать ленивость героини грех.У нее нет презрения к физическому труду, слова же ее мужа «ни косить, ни ходить за
коровой...» сначала воспринимаются прямолинейно:«Белоруч-
ка, вишь ты, белоличка».На плечи воспитанной в барском до-
ме, вместе с барышней обученной разным наукам девушки, в один миг превращенной в простую мужичку, легла сверхтяжелая,
почти мужская работа, извечно предназначенная русской
крестьянке.По прихоти старого барина Груша, с детских лет привыкшая к атласным сарафанам, евшая вдоволь кашу с
медом, избалованная холопка, теперь «осиротела» по вине мужа
ее бывшей наперстницы-молодой барыни.Новый хозяин после смерти старого барина поставил все на круги своя.
Воротил он ее(Грушу)на село-
Знай-де место свое ты, мужичка!
Вина господ не только в том, они оторвали Грушу от привыч-
ной среды, не приучили к крестьянской работе, но и в том, что
они видели в маленькой крестьянской девочке живую куклу для своей дочери, и в том, что с воспитанием в помещичьем доме в
Груше развились сентиментальные чувства, несовместимые с гру-
бым крестьянским бытом.Ей было бы еще тяжелее, если бы муж ее не жалел, не скрашивал ее тоску по прежней жизни мелкими
обновками: то новым сарафаном, то сапогами-котами.
… Видит Бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить-так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...
Муж-ямщик прощает жене, что она «на какой-то патрет все
глядит да читает какую-то книжку», сына учит грамоте, моет и стрижет, каждый день причесывает ему волосы, не бьет и мужу
бить не дает.Чистота, грамотность непривычны для ямщика, отсю-
да его страх:"…
.Погубит она сынишку".
Рядом с Грушей нет никого, кто бы ее понимал.Заботы о сыне немного утешают ее, но и приносят новую боль за будущее сына.
Стремление к счастью, к культуре неосуществимы в тех усло-
виях, в которых оказалась Груша.Ее можно назвать «без вины
виноватой».Даже муж называет ее «злодейка-жена», косвенно об-
виняя Грушу в своей изломанной судьбе и сраданиях, искренне
сокрушаясь, что жена «как щепка худа и бледна, ходит, тоись,
совсем через силу, в день двух ложек не съест толокна-чай,
свалим через месяц в могилу...»
Но ведь и он-жертва господ: женили его помимо воли, согласия
в семье не сложилось, впереди-вдовство и одиночество.
Таким образом, капризы господ изломали жизнь обоим.Это вы-
зывает негодование читателей: люди-не игрушки в руках господ.
Лирическое, нравственное, психологическое и социальное у Не-
красова взаимосвязано.Автор не «cовпадает» ни с одним из своих лирических персонажей, но незримо стоит за каждым из
них, говорит их языком.
Жизнь в стихотворении представлена многослойно, страдание чувствуется вдвойне и даже втройне: оно и от горя мужика, и от
горя несчастной Груши, и от горя крестьянского моря страда-
ний.Так можно ли сказать, что ямщик разогнал неотвязную ску-
ку?