Русские сочинения
-
Новалис
-
Гейнрих фон Офтердинген
-
Роман Новалиса «Генрих фон Офтердингер» – миф о целостности средневекового мира
Роман Новалиса «Генрих фон Офтердингер» – миф о целостности средневекового мира
Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата).
Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в. Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного героя Клингсора. Свою эстетическую утопию Новалис проецирует в феодальное прошлое Германии. Но было бы совершенно неверно полагать, что в романе он идеализирует феодальное средневековье и призывает к его реставрации. Германия начала XIII столетия в романе имеет мало общего с Германией того времени. Новалис ставит своей задачей в романе не столько показать в идеализированном свете картину феодальных отношений, сколько создать романтическую атмосферу поэтической полусказочной идиллии, которой якобы было немецкое средневековье – «вдумчивая романтическая эпоха, таящая величие под скромным одеянием».
Построение романа четко продумано и имеет стройный логический характер. Воссоздавая облик Гёте в образе Клингсора, автор изображает последнего как величайшего поэта. Генрих – его ученик. Роман Новалиса стал в известном смысле классическим произведением романтической литературы, поскольку в нем особенно четко прозвучала идея стремления к туманному и неопределенному романтическому идеалу, символизирующемуся в образе «голубого цветка».
Этот символ, в свою очередь, сливается с идеальной возлюбленной, которую Генрих обретает в Матильде, затем, потеряв ее, находит вновь в ее перевоплощении – в Циане. Но символ «голубого цветка» имеет в романе гораздо более широкий смысл, нежели ассоциация с возлюбленной. Идеал – это не только любовь. Это тот путь познания, через который должен пройти герой Новалиса. Возлюбленная – лишь часть этого идеала, лишь веха на этом грандиозном пути постижения истины и красоты
Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в. Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного героя Клингсора. Свою эстетическую утопию Новалис проецирует в феодальное прошлое Германии. Но было бы совершенно неверно полагать, что в романе он идеализирует феодальное средневековье и призывает к его реставрации. Германия начала XIII столетия в романе имеет мало общего с Германией того времени. Новалис ставит своей задачей в романе не столько показать в идеализированном свете картину феодальных отношений, сколько создать романтическую атмосферу поэтической полусказочной идиллии, которой якобы было немецкое средневековье – «вдумчивая романтическая эпоха, таящая величие под скромным одеянием».
Построение романа четко продумано и имеет стройный логический характер. Воссоздавая облик Гёте в образе Клингсора, автор изображает последнего как величайшего поэта. Генрих – его ученик. Роман Новалиса стал в известном смысле классическим произведением романтической литературы, поскольку в нем особенно четко прозвучала идея стремления к туманному и неопределенному романтическому идеалу, символизирующемуся в образе «голубого цветка».
Этот символ, в свою очередь, сливается с идеальной возлюбленной, которую Генрих обретает в Матильде, затем, потеряв ее, находит вновь в ее перевоплощении – в Циане. Но символ «голубого цветка» имеет в романе гораздо более широкий смысл, нежели ассоциация с возлюбленной. Идеал – это не только любовь. Это тот путь познания, через который должен пройти герой Новалиса. Возлюбленная – лишь часть этого идеала, лишь веха на этом грандиозном пути постижения истины и красоты