Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Бесприданница
-
Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница"
Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница"
В 1878 году впервые была поставлена на сцене «Бесприданница» А.Н.Островского. Это лучшая психологическая пьеса драматурга, воплотившая его сокровенные, лирические размышления. С образом главной героини связана тема утраченных иллюзий, тема гибели мечты о счастье.
Лариса – романтическая, возвышенная девушка. Ее имя – значимое. В переводе с греческого это – чайка, символ красоты и чистоты. Лариса, мечтательная и артистичная, не замечает в людях нравственных изъянов. Девушка погружена в мир музыки, она прекрасно исполняет романсы и живет в соответствии с романтическими идеалами. Она способна только на бескорыстную любовь, ее помыслы чисты. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Девушка вовлечена в такие отношения, в которых честность не отличить от хитрости, любовь от притворства, благородство от корыстных побуждений. В доме Ларисы постоянно бывают поклонники, которые окружают ее вниманием, делают подарки, говорят комплименты. Клянутся в любви и уважении. Вожеватов так высказывается о пении Ларисы: «Послушать, да и умереть – вот оно что!» Кнуров говорит ей: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете». Паратов признается Ларисе, что хочет: «Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве …О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног». Карандышев мечтает публично поблагодарить невесту за счастье, которое она сделала ему своим выбором.Девушка – искренняя натура. Поэтому она верит в чистосердечие окружающих. Вожеватов рос вместе с Ларисой, она считает его другом и бесконечно ему доверяет. Харита Игнатьевна Огудалова замечает: «Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду». Вожеватов – расчетливый и бездушный человек. Он никогда не забывает, что Лариса бесприданница и не собирается жениться на ней. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю… что любовью-то называется», — говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».
Лариса идеализирует Карандышева: «Да он и здесь хорош; я в нем ничего не замечаю дурного». Она искренне полагает, что Юлий Капитоныч – человек с доброй душой, бедный и непонятый окружающими. Героиня не замечает уязвленного самолюбия, зависти в душе Карандышева. Она хочет полюбить его и уехать с ним в деревню, чтобы забыть Паратова, забыть унижения в родном доме. Она ищет тишины, уединения. «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем», — объясняет она Карандышеву свое состояние. Подлинную реальность Лариса заменяет выдуманной действительностью. Девушка думает, что в деревне ее ждет рай. В этой воображаемой идиллии не будет невыносимого положения бедной невесты, заманивающей богатых женихов; не будет «страшной, смертельной тоски» от сознания, что это положение постыдно и унизительно и нет для него исхода.
ет «страшной, смертельной тоски» от сознания, что это положение постыдно и унизительно и нет для него исхода. Лариса внушает себе, что любовь можно заменить покоем, «цыганский табор» — прогулками «по лесам» с корзиной грибов и ягод. Это еще один вариант придуманного счастья, еще одна надежда спастись от действительности. Постепенно, начиная со званого обеда в ее честь, Лариса прозревает в отношении Карандышева. Она начинает понимать, что в его любви больше эгоизма, чем искреннего чувства, что он жалок в своем желании утвердиться с помощью Ларисы в обществе «сильных мира».
Самое тяжелое разочарование в жизни героини – роман с Паратовым. Для нее этот человек – идеал: «Сергей Сергеич… это идеал мужчины… это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мною!» В самый напряженный момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды». Девушка воспринимает свои отношения с Паратовым в соответствии со строчками этого произведения. Для нее Сергей Сергеевич – роковой искуситель. Она не имеет сил сопротивляться его любви. Лариса объясняет свое состояние матери: «Я ослеплена, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит». Ослепление чувствами не позволяет Ларисе объективно оценивать характер и поступки Паратова. Она видит широту его души, смелость, отчаянную отвагу. С восторгом девушка вспоминает, как Паратов вышибал выстрелом из пистолета монету из ее руки, при этом говорил «высокие» слова: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете…» Лариса находится в мире мечты и не осознает, что Паратов хладнокровно играет ее чувствами, что он использует избитые способы, чтобы поразить ее воображение. Лариса способна только восхищаться своим идеалом: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним». Ее не настораживает, что Паратов, неожиданно вернувшись в город, начинает издеваться над Карандышевым, тем самым оскорбляя и Ларису. Девушка верит в сказку любви, в то, что богатый женится на бедной. Лариса искренне считает, что своими страданиями заслужила счастье. Паратов «безбожно» использует ее доверчивость. Лариса во второй раз поверила герою своего романа и жестоко ошиблась. «Идеальный мужчина» в финале наконец-то сказал Ларисе правду, что он обручен, и что его чувство к ней – «мгновенное увлечение». Лариса поняла, что в его «глазах – как на небе, светло», а душа – темная, черная. Так в ее жизни произошел крах мечты. Ей стало ясно, что для Паратова она была лишь забавой, красивой куклой, необходимой для удовольствия.
Узнав, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее в орлянку, Лариса прозревает окончательно, рвутся все ее связи с окружающими людьми. Девушка поняла страшную правду: «Они правы, я вещь, я не человек…» Лариса уходит из жизни со словами: «Вам надо жить, а мне надо умереть…» Она права: в продажном мире не найти любви, сочувствия, «теплого, сердечного слова». Лариса утратила все иллюзии и ушла из жизни, которую не принимала.
орую не принимала.
Тема потери веры в идеал оказывается в пьесе трагической. Социальные причины только способствуют трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но в первую очередь Островский показывает трагедию «горячего сердца», талантливой личности, а не девушки без приданого. Лариса не смогла следовать жизненному принципу дельцов: «…применяйся к обстоятельствам…» Романтические порывы Ларисы уносили ее от всего земного, житейского. Утрата иллюзи
Лариса – романтическая, возвышенная девушка. Ее имя – значимое. В переводе с греческого это – чайка, символ красоты и чистоты. Лариса, мечтательная и артистичная, не замечает в людях нравственных изъянов. Девушка погружена в мир музыки, она прекрасно исполняет романсы и живет в соответствии с романтическими идеалами. Она способна только на бескорыстную любовь, ее помыслы чисты. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Девушка вовлечена в такие отношения, в которых честность не отличить от хитрости, любовь от притворства, благородство от корыстных побуждений. В доме Ларисы постоянно бывают поклонники, которые окружают ее вниманием, делают подарки, говорят комплименты. Клянутся в любви и уважении. Вожеватов так высказывается о пении Ларисы: «Послушать, да и умереть – вот оно что!» Кнуров говорит ей: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете». Паратов признается Ларисе, что хочет: «Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве …О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног». Карандышев мечтает публично поблагодарить невесту за счастье, которое она сделала ему своим выбором.Девушка – искренняя натура. Поэтому она верит в чистосердечие окружающих. Вожеватов рос вместе с Ларисой, она считает его другом и бесконечно ему доверяет. Харита Игнатьевна Огудалова замечает: «Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду». Вожеватов – расчетливый и бездушный человек. Он никогда не забывает, что Лариса бесприданница и не собирается жениться на ней. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю… что любовью-то называется», — говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».
Лариса идеализирует Карандышева: «Да он и здесь хорош; я в нем ничего не замечаю дурного». Она искренне полагает, что Юлий Капитоныч – человек с доброй душой, бедный и непонятый окружающими. Героиня не замечает уязвленного самолюбия, зависти в душе Карандышева. Она хочет полюбить его и уехать с ним в деревню, чтобы забыть Паратова, забыть унижения в родном доме. Она ищет тишины, уединения. «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем», — объясняет она Карандышеву свое состояние. Подлинную реальность Лариса заменяет выдуманной действительностью. Девушка думает, что в деревне ее ждет рай. В этой воображаемой идиллии не будет невыносимого положения бедной невесты, заманивающей богатых женихов; не будет «страшной, смертельной тоски» от сознания, что это положение постыдно и унизительно и нет для него исхода.
ет «страшной, смертельной тоски» от сознания, что это положение постыдно и унизительно и нет для него исхода. Лариса внушает себе, что любовь можно заменить покоем, «цыганский табор» — прогулками «по лесам» с корзиной грибов и ягод. Это еще один вариант придуманного счастья, еще одна надежда спастись от действительности. Постепенно, начиная со званого обеда в ее честь, Лариса прозревает в отношении Карандышева. Она начинает понимать, что в его любви больше эгоизма, чем искреннего чувства, что он жалок в своем желании утвердиться с помощью Ларисы в обществе «сильных мира».
Самое тяжелое разочарование в жизни героини – роман с Паратовым. Для нее этот человек – идеал: «Сергей Сергеич… это идеал мужчины… это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мною!» В самый напряженный момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды». Девушка воспринимает свои отношения с Паратовым в соответствии со строчками этого произведения. Для нее Сергей Сергеевич – роковой искуситель. Она не имеет сил сопротивляться его любви. Лариса объясняет свое состояние матери: «Я ослеплена, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит». Ослепление чувствами не позволяет Ларисе объективно оценивать характер и поступки Паратова. Она видит широту его души, смелость, отчаянную отвагу. С восторгом девушка вспоминает, как Паратов вышибал выстрелом из пистолета монету из ее руки, при этом говорил «высокие» слова: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете…» Лариса находится в мире мечты и не осознает, что Паратов хладнокровно играет ее чувствами, что он использует избитые способы, чтобы поразить ее воображение. Лариса способна только восхищаться своим идеалом: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним». Ее не настораживает, что Паратов, неожиданно вернувшись в город, начинает издеваться над Карандышевым, тем самым оскорбляя и Ларису. Девушка верит в сказку любви, в то, что богатый женится на бедной. Лариса искренне считает, что своими страданиями заслужила счастье. Паратов «безбожно» использует ее доверчивость. Лариса во второй раз поверила герою своего романа и жестоко ошиблась. «Идеальный мужчина» в финале наконец-то сказал Ларисе правду, что он обручен, и что его чувство к ней – «мгновенное увлечение». Лариса поняла, что в его «глазах – как на небе, светло», а душа – темная, черная. Так в ее жизни произошел крах мечты. Ей стало ясно, что для Паратова она была лишь забавой, красивой куклой, необходимой для удовольствия.
Узнав, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее в орлянку, Лариса прозревает окончательно, рвутся все ее связи с окружающими людьми. Девушка поняла страшную правду: «Они правы, я вещь, я не человек…» Лариса уходит из жизни со словами: «Вам надо жить, а мне надо умереть…» Она права: в продажном мире не найти любви, сочувствия, «теплого, сердечного слова». Лариса утратила все иллюзии и ушла из жизни, которую не принимала.
орую не принимала.
Тема потери веры в идеал оказывается в пьесе трагической. Социальные причины только способствуют трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но в первую очередь Островский показывает трагедию «горячего сердца», талантливой личности, а не девушки без приданого. Лариса не смогла следовать жизненному принципу дельцов: «…применяйся к обстоятельствам…» Романтические порывы Ларисы уносили ее от всего земного, житейского. Утрата иллюзи