Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Бесприданница
-
Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница»)
Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница»)
Есть в русской литературе женские образы, ставшие воплощением страстных и неординарных натур. Таковы Татьяна Ларина и Катерина Кабанова. Есть некрасовские монументальные образы: «коня на скаку остановит, в горящую избу
войдет...». Есть слабый, едва распустившийся цветок «тургеневской женщины». Есть, наконец, Наташа Ростова — шаловливый ребенок, жаждущий любви. Все они — яркие и запоминающиеся. И есть среди них Лариса Огудалова — «бесприданница», «чайка» (еще до Чехова!), живая и мятущаяся душа. Она не просто героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница». Она — наша современница. Столкнувшись с миром, где все (или почти все) определяют деньги, где все можно купить и продать, Лариса (Чайка — по-гречески, а это не случайно) умирает.
В чем же причина ее гибели?
В вопиющем несоответствии: у человека есть деньги, богатство, положение в обществе, но нет души. Его любит женщина чудная, страстная (больная своей страстью), чуткая, болезненно выраженным стремлением к взаимности, — словом женщина с душою богатою, неординарною, — и что же Она — любит, он — развлекается, она — сгорает, а он—
Как же могло случиться такое? Очень просто. Неопытную девушку привлекал внешний блеск, умение «стильно» тратить деньги, обилие всевозможных похождений, смелое обращение (без тени смущения или преклонения, как, например, у Карандышева), — словом, для Ларисы Паратов стал идеалом благодаря «золотому» правилу: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Это, конечно, трагедия не одной Ларисы. Но если человек любит вот так, как она, с надрывом, отдавая душу, то такая любовь неизменно заканчивается трагически.
Карандышев не был и не мог быть выходом из тупика: слишком сильно Лариса его унизила, и принять от него «спасение» невозможно точно так же, как уехать с Кнуровым (одна фамилия чего стоит!) в Париж.
Унизительную сцену розыгрыша в орлянку Паратов наблюдает спокойно, а что же «спаситель»? От Ларисы отступились все, и смерть, только смерть — самое безболезненное, что можно предложить. И она благодарит Карандышева за этот выход, потому что сама бы на него не решилась.
Эта любовь могла бы быть вполне счастливой (если бы вообще состоялась), но с одним маленьким условием: Лариса Огудалова должна быть богатой невестой, а она — бесприданница. О. Паратов отдал бы ей все, будь у нее… деньги! Да и сама Лариса смотрела бы на своего избранника по-другому, возможно, более трезво. Смерть — закономерное окончание столь неравной любви. Чайка-Лариса погибает, познав ложь и несправедливость, разочарование и отчаяние. Недаром фильм, снятый по «Бесприданнице», называется «Жестокий романс».
Читая пьесу, думаешь: «Это о нас. О нашем дне». Слишком много паратовых, слишком мало ларис. Люди разучились любить, и основой любых отношений являются деньги. Но сколько же исковеркано судеб, сколько разбито сердец! И хочется верить, что мир не будет жесток к великой и бескорыстной любви так, как он был жесток к Ларисе Огудаловой. Хочется верить…
войдет...». Есть слабый, едва распустившийся цветок «тургеневской женщины». Есть, наконец, Наташа Ростова — шаловливый ребенок, жаждущий любви. Все они — яркие и запоминающиеся. И есть среди них Лариса Огудалова — «бесприданница», «чайка» (еще до Чехова!), живая и мятущаяся душа. Она не просто героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница». Она — наша современница. Столкнувшись с миром, где все (или почти все) определяют деньги, где все можно купить и продать, Лариса (Чайка — по-гречески, а это не случайно) умирает.
В чем же причина ее гибели?
В вопиющем несоответствии: у человека есть деньги, богатство, положение в обществе, но нет души. Его любит женщина чудная, страстная (больная своей страстью), чуткая, болезненно выраженным стремлением к взаимности, — словом женщина с душою богатою, неординарною, — и что же Она — любит, он — развлекается, она — сгорает, а он—
Как же могло случиться такое? Очень просто. Неопытную девушку привлекал внешний блеск, умение «стильно» тратить деньги, обилие всевозможных похождений, смелое обращение (без тени смущения или преклонения, как, например, у Карандышева), — словом, для Ларисы Паратов стал идеалом благодаря «золотому» правилу: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Это, конечно, трагедия не одной Ларисы. Но если человек любит вот так, как она, с надрывом, отдавая душу, то такая любовь неизменно заканчивается трагически.
Карандышев не был и не мог быть выходом из тупика: слишком сильно Лариса его унизила, и принять от него «спасение» невозможно точно так же, как уехать с Кнуровым (одна фамилия чего стоит!) в Париж.
Унизительную сцену розыгрыша в орлянку Паратов наблюдает спокойно, а что же «спаситель»? От Ларисы отступились все, и смерть, только смерть — самое безболезненное, что можно предложить. И она благодарит Карандышева за этот выход, потому что сама бы на него не решилась.
Эта любовь могла бы быть вполне счастливой (если бы вообще состоялась), но с одним маленьким условием: Лариса Огудалова должна быть богатой невестой, а она — бесприданница. О. Паратов отдал бы ей все, будь у нее… деньги! Да и сама Лариса смотрела бы на своего избранника по-другому, возможно, более трезво. Смерть — закономерное окончание столь неравной любви. Чайка-Лариса погибает, познав ложь и несправедливость, разочарование и отчаяние. Недаром фильм, снятый по «Бесприданнице», называется «Жестокий романс».
Читая пьесу, думаешь: «Это о нас. О нашем дне». Слишком много паратовых, слишком мало ларис. Люди разучились любить, и основой любых отношений являются деньги. Но сколько же исковеркано судеб, сколько разбито сердец! И хочется верить, что мир не будет жесток к великой и бескорыстной любви так, как он был жесток к Ларисе Огудаловой. Хочется верить…