Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Бесприданница
-
В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"?
В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"?
Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году, в ней автор отразил характерное для того времени состояние: скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего, старого, в сторону цивилизации, ослабевание дворянства и его роли в обществе. Но автора больше всего интересует подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» прежде всего психологическая драма, главную роль в которой играет, конечно же, женщина, героиня с богатым внутренним миром. В своей пьесе Островский раскрывает всю систему отношений, складывающихся между женщиной и обществом. Женщина для мужчин стала превращаться из нежного, любящего существа в предмет циничного торга, с ней обращаются как с вещью.
Жертвой этого безразличного общества становится Лариса — главная героиня пьесы. Эта чувствительная и красивая девушка с открытой душой поет и играет на разных музыкальных инструментах. Она образованна и талантлива, это привлекает в дом Огудаловых многочисленных гостей. Лариса тянется к светской жизни, полной любви и добра, «к кому расположена, нисколько этого не скрывает». Но сможет ли она жить в обществе, где все продается и покупается? Судьба героини предугадывается еще в самом начале пьесы. Ее мать выдавала своих любимых дочерей только за богатых и знатных женихов. Вот и для Ларисы мать решила найти выгодную партию. Эта красивая и добрая девушка становится приманкой для богатых женихов.
Огудалова живет скромно, однако, гостей в ее доме всегда много. И невольно возникает вопрос: где же хозяйка берет деньги? Лариса создана для роскоши, она доставляла удовольствие таким крупным дельцам, как Вожеватов, Кнуров, Паратов, но за удовольствия платить надо. «Дорогой бриллиант и оправы требует… и хорошего ювелира». Вот и собирает Огудалова деньги с тех, кому понравилась ее дочь. Но такая жизнь не отравила в Ларисе простых человеческих качеств. Лучшие стороны натуры Ларисы — искренность, естественность, умение глубоко любить — могут расцениваться людьми как недостатки в том обществе, где главное достоинство невесты — ее богатое приданое.
Девушка в русском обществе не считается личностью, она всего лишь невеста, а значит, ее цель до замужества — заманить достойного и состоятельного жениха. Этого требует от нее мать, вопреки протестам дочери: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Лариса полюбила искренне и нежно «блестящего боярина» Паратова, который для нее — идеал мужчины, и она готова пойти с ним хоть на край света. Любовь настолько велика и глубока, что героиня не может рассмотреть в нем всего лишь обычного купца, который стремится только к личному обогащению. Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь ее ждет глубокое разочарование. Паратов неожиданно уезжает, глубоко оскорбляет ее чувства. Любовь поругана, для Паратова Лариса — лишь развлечение. Душевные переживания девушки усугубляются тем позором, который она пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами кассира, дал повод к сплетням и злословию о семье Огудаловых.
который она пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами кассира, дал повод к сплетням и злословию о семье Огудаловых. Поэтому согласие Ларисы на брак с Карандышевым — вынужденное, он просто вовремя подвернулся. Героиня хочет уехать жить в деревню, хочет тихой, скромной семейной жизни. Но Карандышев так рад своей победе, что совершенно равнодушен к чувствам юной особы. «Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними» — вот что движет поведением Карандышева. Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее прошлым, «цыганским табором», любовью к Паратову. Он, конечно, не тот человек, который мог бы дать Ларисе счастье, — он слишком тщеславен и себялюбив. На Ларису и ее жениха обрушивается поток насмешек, унижений и осуждений.
Но, вернувшись, Паратов не приносит Ларисе радости и покоя. Он вновь уехал по срочной необходимости, как он объясняет, «спасать» свое имение от нерадивых управляющих. Он знает, что виноват перед Ларисой, и узнав о ее замужестве, даже радуется: "… значит, старые счеты покончены", и можно снова к ним приехать. Но самая большая беда в том, что для Ларисы он идеализирован. Слепо доверяя своему герою, она не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и корысти. Но перед другими он их даже и не скрывает: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Так же он открыт и перед Харитой Игнатьевной: «Хочу продать свою волюшку»,— говорит он ей о предстоящей женитьбе. Свое увлечение Ларисой он расценивает как глупость, но если бы он на ней женился — «вот бы людей-то насмешил!»
Тема торга, власти денег проходит по всей пьесе, более явно подчеркивая иллюзорность надежд Ларисы на счастье. При встрече Паратов наигранно упрекает девушку и заодно всех женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира, ему важно убедиться в своей власти, в том, что она его еще любит. И требование его к Ларисе бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу — тоже следствие его себялюбия. От стыда за жениха, ведущего себя напыщенно, от отчаяния Лариса соглашается на эту поездку, прекрасно понимая, что поездка эта решит все: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Репутация порядочной девушки будет погублена безвозвратно, да и о свадьбе с Карандышевым можно забыть. Но она так любит Паратова и так ему верит! Тем страшнее потом будет ее прозрение, трагический нравственный выбор, который встанет перед девушкой: вернуться к Карандышеву, или стать содержанкой богатого купца.
Выстрел Карандашева приносит Ларисе избавление от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что он избавил ее от жизни в этом мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, и не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Она умирает, прощая всех людей и никого не обвиняя. Ее трагедия — это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и осознавшей, как жесток на самом деле этот мир, и как она обманывалась.
трагедия — это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и осознавшей, как жесток на самом деле этот мир, и как она обманывалась.
В пьесе «Бесприданница» Лариса — одинокая прекрасная душа, страдающая от непонимания. Быть может, если бы не циничность общества, проявленная по отношению к ней близкими людьми, судьба главной героини была бы намного счастливее.
Жертвой этого безразличного общества становится Лариса — главная героиня пьесы. Эта чувствительная и красивая девушка с открытой душой поет и играет на разных музыкальных инструментах. Она образованна и талантлива, это привлекает в дом Огудаловых многочисленных гостей. Лариса тянется к светской жизни, полной любви и добра, «к кому расположена, нисколько этого не скрывает». Но сможет ли она жить в обществе, где все продается и покупается? Судьба героини предугадывается еще в самом начале пьесы. Ее мать выдавала своих любимых дочерей только за богатых и знатных женихов. Вот и для Ларисы мать решила найти выгодную партию. Эта красивая и добрая девушка становится приманкой для богатых женихов.
Огудалова живет скромно, однако, гостей в ее доме всегда много. И невольно возникает вопрос: где же хозяйка берет деньги? Лариса создана для роскоши, она доставляла удовольствие таким крупным дельцам, как Вожеватов, Кнуров, Паратов, но за удовольствия платить надо. «Дорогой бриллиант и оправы требует… и хорошего ювелира». Вот и собирает Огудалова деньги с тех, кому понравилась ее дочь. Но такая жизнь не отравила в Ларисе простых человеческих качеств. Лучшие стороны натуры Ларисы — искренность, естественность, умение глубоко любить — могут расцениваться людьми как недостатки в том обществе, где главное достоинство невесты — ее богатое приданое.
Девушка в русском обществе не считается личностью, она всего лишь невеста, а значит, ее цель до замужества — заманить достойного и состоятельного жениха. Этого требует от нее мать, вопреки протестам дочери: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Лариса полюбила искренне и нежно «блестящего боярина» Паратова, который для нее — идеал мужчины, и она готова пойти с ним хоть на край света. Любовь настолько велика и глубока, что героиня не может рассмотреть в нем всего лишь обычного купца, который стремится только к личному обогащению. Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь ее ждет глубокое разочарование. Паратов неожиданно уезжает, глубоко оскорбляет ее чувства. Любовь поругана, для Паратова Лариса — лишь развлечение. Душевные переживания девушки усугубляются тем позором, который она пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами кассира, дал повод к сплетням и злословию о семье Огудаловых.
который она пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами кассира, дал повод к сплетням и злословию о семье Огудаловых. Поэтому согласие Ларисы на брак с Карандышевым — вынужденное, он просто вовремя подвернулся. Героиня хочет уехать жить в деревню, хочет тихой, скромной семейной жизни. Но Карандышев так рад своей победе, что совершенно равнодушен к чувствам юной особы. «Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними» — вот что движет поведением Карандышева. Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее прошлым, «цыганским табором», любовью к Паратову. Он, конечно, не тот человек, который мог бы дать Ларисе счастье, — он слишком тщеславен и себялюбив. На Ларису и ее жениха обрушивается поток насмешек, унижений и осуждений.
Но, вернувшись, Паратов не приносит Ларисе радости и покоя. Он вновь уехал по срочной необходимости, как он объясняет, «спасать» свое имение от нерадивых управляющих. Он знает, что виноват перед Ларисой, и узнав о ее замужестве, даже радуется: "… значит, старые счеты покончены", и можно снова к ним приехать. Но самая большая беда в том, что для Ларисы он идеализирован. Слепо доверяя своему герою, она не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и корысти. Но перед другими он их даже и не скрывает: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Так же он открыт и перед Харитой Игнатьевной: «Хочу продать свою волюшку»,— говорит он ей о предстоящей женитьбе. Свое увлечение Ларисой он расценивает как глупость, но если бы он на ней женился — «вот бы людей-то насмешил!»
Тема торга, власти денег проходит по всей пьесе, более явно подчеркивая иллюзорность надежд Ларисы на счастье. При встрече Паратов наигранно упрекает девушку и заодно всех женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира, ему важно убедиться в своей власти, в том, что она его еще любит. И требование его к Ларисе бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу — тоже следствие его себялюбия. От стыда за жениха, ведущего себя напыщенно, от отчаяния Лариса соглашается на эту поездку, прекрасно понимая, что поездка эта решит все: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Репутация порядочной девушки будет погублена безвозвратно, да и о свадьбе с Карандышевым можно забыть. Но она так любит Паратова и так ему верит! Тем страшнее потом будет ее прозрение, трагический нравственный выбор, который встанет перед девушкой: вернуться к Карандышеву, или стать содержанкой богатого купца.
Выстрел Карандашева приносит Ларисе избавление от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что он избавил ее от жизни в этом мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, и не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Она умирает, прощая всех людей и никого не обвиняя. Ее трагедия — это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и осознавшей, как жесток на самом деле этот мир, и как она обманывалась.
трагедия — это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и осознавшей, как жесток на самом деле этот мир, и как она обманывалась.
В пьесе «Бесприданница» Лариса — одинокая прекрасная душа, страдающая от непонимания. Быть может, если бы не циничность общества, проявленная по отношению к ней близкими людьми, судьба главной героини была бы намного счастливее.