.
В пьесе Островского «Гроза» были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи пьесы условно можно разделить на две части: тех, кто считает, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, и тех, кто считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и «Грозы» в частности.
Покаяние как проблема появилось очень давно. Тогда, когда человек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога через определенные действия и поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными Богу — грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем таких отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного Бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны свыше. Примеры таких книг — Библия христиан и Коран мусульман.
Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым на месте, то потом он начинает бояться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти: в вечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попасть за праведное поведение, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить, не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких грехов было страшно для всех. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у Бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается.
В «Грозе» проблема покаяния является наиболее острой. Главная героиня трагедии — Катерина — испытывает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния.
гируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.
Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно, — опасается не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами.
Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы испытывают страх. Некоторые стараются что-то придумать. Например, Ку-лигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, потому что он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния (хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги мужику и просит прощения за то, что обругал его).
Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная женщина, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.
Большое зло – уничижать достоинство человека, считая себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека – »мелкой пылинкой».
Достоинство-сознание своих человеческих прав, своей моральной ченности и уважение их в себе. »Гроза»- это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.). Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая, постепенно достигает истинного трагизма. Драма звучит как призыв к борьбе с устоями феодально-крепостнического строя, призывая к освобождению личности от всяких форм тирании и требования права на свободную жизнь. Этим и определяется ее идейноесодержание.
содержание.
Сюжет произведения невыдуманный. Находясь в командировке от журнала «Современник», Островский путешествовал по Волге и наблюдал ту жизнь, которой жили люди посещаемых им городов. Через некоторое время вышла в свет его »Гроза». И вскоре писатель узнал о трагическом случае самоубийства, происшедшем в одном из приволжских городков, которые он посещал. Этот случай был аналогичен тому, который описывает Островский в пьесе. Тем самым писатель стал как бы провидцем трагедии. В то время все уездные поселения не сильно отличались нравами и порядками друг от друга. Везде царило беспредельное унижение человеческой личности, негуманное отношение к
людям, одним словом, »жестокие нравы».
Что же конкретно они из себя представляют, в чем, где и как проявляются?
Все начинается с семьи, которая живет по »Домострою» и где вся власть над другими ее членами принадлежит старшим, будь то женщина или мужчина. И ярким примером являются Дикой и Кабанова. Один всем вечно недоволен, ругается на домашних по любому поводу и без повода, срывает на них зло, когда не может рассердиться на
высокопоставленное лицо или офицера. Унижает и оскорбляет своего племянника, дабы только тот не получил от него наследства. Другая твердо отстаивает принципы »Домостроя», уничижает невестку, навязывает свою волю сыну Тихону. Но вернемся к невестке. Каково же ее положение в семье вообще, какой была жизнь женщины середины
XIX века?
С момента своего рождения и до замужества девушка была вписана в паспорт отца, а, выядя замуж, она записывалась в документ супруга. Поэтому ее воля была абсолютно в руках мужа, права были очень ограничены. Она даже не могла куда-либо поехать без разрешения супруга. Что и говорить о любви, ведь когда девушка была на выданье, ее и не спрашивали, любит ли она жениха, ее отдавали за человека, которого выбирали родители. Какая уж здесь любовь, самое главное уважение и почитание мужа. И волей-неволей женщине приходилось смиряться со своим положением.
Однако Островский являет нам поэтическую натуру, вольную душу – Катерину. Она с самого детства была свободна и не желает, не может смириться с участью замужней, не может и не хочет любить тайно одного и в то же время быть с нелюбимым, хотя и уважаемым мужем. Героиня наделена такими человеческими качествами, которые не ценят в мире
Кабановых и Диких. В ней нет ни капли фальши, она всегда естественна и откровенна. Катя скроман, но вовсе не безропотна:»А уж коли мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой…» Она-то как раз и владеет человеческим достоинством, и не роняет его перед свекровью, не покоряется ее воле и традиции того времени, тех нравов. Именно она и выделяется из всей массы » темного царства».Писатель показал устои »темного царства», раскрывая черты характера его представителей. Одной из таких черт является самодурство. Оно выражается в получении удовольствия от унижения и издевательства над людьми, подчинение их своей воле. Так Борис должен »потрафлять» дяде, чтобы получить деньги, которые тот у него
украл.
лучить деньги, которые тот у него
украл. Кабанова в сцене проводов Тихона получает удовольствие от унижения сына и невестки. Персонажам свойственно и невежество. Например, Дикой не способен понять, что такое солнечные часы и громоотвод. Кабаниха слушает и верит рассказам Феклуши о »людях с песьими головами». Также в характерах героев пьесы присутствует и жестокость. Это проявляется, когда Кабанова говорит о Катерине, что ее надо »живой в землю закопать».
Все это не только унижает достоинство окружающих людей, но и оказывает разлагающее влияние на молодое поколение. Постоянный гнет рождает обман: покорствует Борис, пьет и слушается маменьку Тихон, врут и изворачиваются Варвару и Кудряш. Если Тихона можно назвать самой покорной жертвой »темного царства», то Бориса не спасает даже его образование: все затмевают деньги. Варвара же и Кудряш приспосабливаются к
обстановке, и не стремяться переделать жизнь. Никто из них не задумывается о своем достоинстве.
Островский, обличая »темное царство» в своей пьесе, противопоставляет ему свою героиню, которая могла восстать против него, защищая свое человеческое достоинство. »Необыкновенная своеобразность» характера Катерины и определяется тем, что она, как луч, высвечивает само »темное царство» и его жертвы, демонстрирует »решительный цельный русский характер», не изменяя ему ни при каких обстоятельствах.
И не случайно в 1864 году Писарев в статье »Мотивы русской драмы» говорит о ценности человеческого достоинства и определяет программу поколения, призывая его »сознательно уважать самого себя, для чего надо поработать над собой, очистить свой мозг от разного мусора, сделаться полным хозяином своего внутреннего мира,
обогатить этот мир кое-какими знаниями и идеями. И, наконец, изучивши самого себя, найти себе в жизни разумную, полезную и приятную деятельность».
Так кто же обладает чувством человеческого достоинства в пьесе? Безусловно, Катерина. Будучи порождением мира »темного царства» на иную форму протеста, как самоубийство, она не способна. Перед ней выбор: жить, лицемеря, или умереть, спасая свою душу. Катерина выбирает смерть. Сила ее натуры определилась ее народным
характером, который в те времена уже поднимался на борьбу за свои права.
Для меня же достоинство означает совокупность личного мнения, принципов, уважение самого себя, своих интересов и мнения, интересов окружающих.
Покаяние как проблема появилось очень давно. Тогда, когда человек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога через определенные действия и поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными Богу — грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем таких отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного Бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны свыше. Примеры таких книг — Библия христиан и Коран мусульман.
Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым на месте, то потом он начинает бояться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти: в вечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попасть за праведное поведение, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить, не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких грехов было страшно для всех. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у Бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается.
В «Грозе» проблема покаяния является наиболее острой. Главная героиня трагедии — Катерина — испытывает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния.
гируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.
Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно, — опасается не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами.
Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы испытывают страх. Некоторые стараются что-то придумать. Например, Ку-лигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, потому что он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния (хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги мужику и просит прощения за то, что обругал его).
Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная женщина, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.
Большое зло – уничижать достоинство человека, считая себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека – »мелкой пылинкой».
Достоинство-сознание своих человеческих прав, своей моральной ченности и уважение их в себе. »Гроза»- это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.). Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая, постепенно достигает истинного трагизма. Драма звучит как призыв к борьбе с устоями феодально-крепостнического строя, призывая к освобождению личности от всяких форм тирании и требования права на свободную жизнь. Этим и определяется ее идейноесодержание.
содержание.
Сюжет произведения невыдуманный. Находясь в командировке от журнала «Современник», Островский путешествовал по Волге и наблюдал ту жизнь, которой жили люди посещаемых им городов. Через некоторое время вышла в свет его »Гроза». И вскоре писатель узнал о трагическом случае самоубийства, происшедшем в одном из приволжских городков, которые он посещал. Этот случай был аналогичен тому, который описывает Островский в пьесе. Тем самым писатель стал как бы провидцем трагедии. В то время все уездные поселения не сильно отличались нравами и порядками друг от друга. Везде царило беспредельное унижение человеческой личности, негуманное отношение к
людям, одним словом, »жестокие нравы».
Что же конкретно они из себя представляют, в чем, где и как проявляются?
Все начинается с семьи, которая живет по »Домострою» и где вся власть над другими ее членами принадлежит старшим, будь то женщина или мужчина. И ярким примером являются Дикой и Кабанова. Один всем вечно недоволен, ругается на домашних по любому поводу и без повода, срывает на них зло, когда не может рассердиться на
высокопоставленное лицо или офицера. Унижает и оскорбляет своего племянника, дабы только тот не получил от него наследства. Другая твердо отстаивает принципы »Домостроя», уничижает невестку, навязывает свою волю сыну Тихону. Но вернемся к невестке. Каково же ее положение в семье вообще, какой была жизнь женщины середины
XIX века?
С момента своего рождения и до замужества девушка была вписана в паспорт отца, а, выядя замуж, она записывалась в документ супруга. Поэтому ее воля была абсолютно в руках мужа, права были очень ограничены. Она даже не могла куда-либо поехать без разрешения супруга. Что и говорить о любви, ведь когда девушка была на выданье, ее и не спрашивали, любит ли она жениха, ее отдавали за человека, которого выбирали родители. Какая уж здесь любовь, самое главное уважение и почитание мужа. И волей-неволей женщине приходилось смиряться со своим положением.
Однако Островский являет нам поэтическую натуру, вольную душу – Катерину. Она с самого детства была свободна и не желает, не может смириться с участью замужней, не может и не хочет любить тайно одного и в то же время быть с нелюбимым, хотя и уважаемым мужем. Героиня наделена такими человеческими качествами, которые не ценят в мире
Кабановых и Диких. В ней нет ни капли фальши, она всегда естественна и откровенна. Катя скроман, но вовсе не безропотна:»А уж коли мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой…» Она-то как раз и владеет человеческим достоинством, и не роняет его перед свекровью, не покоряется ее воле и традиции того времени, тех нравов. Именно она и выделяется из всей массы » темного царства».Писатель показал устои »темного царства», раскрывая черты характера его представителей. Одной из таких черт является самодурство. Оно выражается в получении удовольствия от унижения и издевательства над людьми, подчинение их своей воле. Так Борис должен »потрафлять» дяде, чтобы получить деньги, которые тот у него
украл.
лучить деньги, которые тот у него
украл. Кабанова в сцене проводов Тихона получает удовольствие от унижения сына и невестки. Персонажам свойственно и невежество. Например, Дикой не способен понять, что такое солнечные часы и громоотвод. Кабаниха слушает и верит рассказам Феклуши о »людях с песьими головами». Также в характерах героев пьесы присутствует и жестокость. Это проявляется, когда Кабанова говорит о Катерине, что ее надо »живой в землю закопать».
Все это не только унижает достоинство окружающих людей, но и оказывает разлагающее влияние на молодое поколение. Постоянный гнет рождает обман: покорствует Борис, пьет и слушается маменьку Тихон, врут и изворачиваются Варвару и Кудряш. Если Тихона можно назвать самой покорной жертвой »темного царства», то Бориса не спасает даже его образование: все затмевают деньги. Варвара же и Кудряш приспосабливаются к
обстановке, и не стремяться переделать жизнь. Никто из них не задумывается о своем достоинстве.
Островский, обличая »темное царство» в своей пьесе, противопоставляет ему свою героиню, которая могла восстать против него, защищая свое человеческое достоинство. »Необыкновенная своеобразность» характера Катерины и определяется тем, что она, как луч, высвечивает само »темное царство» и его жертвы, демонстрирует »решительный цельный русский характер», не изменяя ему ни при каких обстоятельствах.
И не случайно в 1864 году Писарев в статье »Мотивы русской драмы» говорит о ценности человеческого достоинства и определяет программу поколения, призывая его »сознательно уважать самого себя, для чего надо поработать над собой, очистить свой мозг от разного мусора, сделаться полным хозяином своего внутреннего мира,
обогатить этот мир кое-какими знаниями и идеями. И, наконец, изучивши самого себя, найти себе в жизни разумную, полезную и приятную деятельность».
Так кто же обладает чувством человеческого достоинства в пьесе? Безусловно, Катерина. Будучи порождением мира »темного царства» на иную форму протеста, как самоубийство, она не способна. Перед ней выбор: жить, лицемеря, или умереть, спасая свою душу. Катерина выбирает смерть. Сила ее натуры определилась ее народным
характером, который в те времена уже поднимался на борьбу за свои права.
Для меня же достоинство означает совокупность личного мнения, принципов, уважение самого себя, своих интересов и мнения, интересов окружающих.