Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Гроза
-
А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой
А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой
О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса «Гроза» А. Н. Островского и очерк «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Оба эти произведения поражают сходством сюжета (желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате — конфликт с окружающим миром, вплоть до преступления, развязка — смерть в речной пучине). Даже имена героинь одинаковы — их обеих зовут Катеринами.
Героинь обоих произведений жизнь толкает на неправедный путь — путь греха: для Катерины Кабановой — на грех прелюбодеяния, для Катерины Измайловой — на грех прелюбодеяния и убийства (многократного).
Характерна для того времени причина, толкнувшая главных героинь на грех: «скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… уда-виться». Обе они вышли замуж не по любви, да и муж неласков, еще больше усугубляет ситуацию бездетность: «Мне вот, когда б я себе ребеночка бы родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало». Обе они воспитывались на свободе, сформировавшей в них пылкость характера.
Однако их чувства очень резко отличаются друг от друга. О многом говорит уже сам выбор: Катерина Кабанова выделяет Бориса из-за его отличия от окружающих, а Измайлова выбирает Сергея лишь из-за красивой внешности.
Кабанова любит Бориса одухотворенной любовью, другая, напротив, испытывает скорее 4>изическое чувство, которое перерастает во всепоглощающую страсть: «Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя». Она уже не слышит предупреждающего голоса Аксиньи: «Подлец пренепостоян-ный-непостоянный!», — не замечает сухости, с которой разговаривает с ней Сергей, ловится на его уловки. «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест».
Чувства их различны, но они достигают такой силы, что «с ним ей и каторжный путь цветет счастьем», лишь бы быть с ним рядом, видеть его:
«Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо».
Сильные чувства толкают их на грех, но героини ищут оправдания своим поступкам. Для Кабановой это момент, когдв Варвара вручила ей ключ от садовой калитки. Ей будто бы показалось, что кто- то идет, и она положила
ключ в карман. Также Катерина Измайлова перед убийством Зиновия Бо-рисыча ждет от него повода, который разъярил бы ее; он нужен ей, чтобы окончательно оправдать для себя убийство мужа. "
Катерина Островского, несмотря на импульсивность, не способна на убийство (у нее другие моральные устои). Измайлова же совершает злодейство с поразительным хладнокровием, потому что она считает свою любовь полным оправданием преступлению. В то же время Катерина Кабанова считает уже само свое чувство грехом. Противоречия между чувствами, долгом перед мужем, перед Богом, перед обществом, единогласно ее осуждающим, искреннее раскаяние сводят ее с ума.
сно ее осуждающим, искреннее раскаяние сводят ее с ума. Окончательно толкает ее к самоубийству отказ от нее Бориса, она доходит до крайней степени отчаяния, когда ей «что домой, что в могилу — все равно». Ей не хватило силы характера, чтобы пережить свою трагедию, ее хрупкие плечи не выдержали столь тяжкий груз.
На долю Катерины Измайловой выпали значительно более серьезные испытания, чем на долю Катерины Кабановой. Катерина Львовна не испытывает мук совести, но жутка ее ревность; "… Она затряслась и позеленела, в глазах у нес стало темно; все суставы ее заныли и расслабели". И это состояние женшины, у которой в.о время убийства лишь холодели руки. Несмотря на всю тяжесть душевных и физических мук, она остается в ясном сознании, мысль о самоубийстве ей чужда. Когда она бросается в воду, увлекая за собой Сонетку, она даже'не думает о том, что сама тоже может погибнуть.
Таким образом, и Катерина Кабанова, и Катерина Измайлова вступают на путь греха из-за «скуки купеческого дома», из-за сильных чувств, которые они испытывают. Но по-разному проходят они эту дорогу. Более слабая Кабанова не выдерживает кары за счастье, которая является естественной на этом пути. Несмотря на религиозность, она предпочитает уход из жизни. А Катерина Измайлова воспринимает свои страдания как проигравший игрок. Нет у нее ни малейшего следа раскаяния, последовательна она на пути греха, и не сходит она с него до конца.
Слабые натуры колеблются в выборе жизненного пути. Цельные же натуры не сворачивают с выбранного ими пути добра или зла, не изменяют принципам, выбираемым ими раз и навсегда. Пусть Измайлова посвятила свою жизнь греху, но ее образ притягивает силой характера, готовностью на любые жертвы ради достижения своей цели.
Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»
А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди -сочтемся», «Гроза» и многие другие
А.Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением.так как «взаимные отношения самодурства и безгласности
Героинь обоих произведений жизнь толкает на неправедный путь — путь греха: для Катерины Кабановой — на грех прелюбодеяния, для Катерины Измайловой — на грех прелюбодеяния и убийства (многократного).
Характерна для того времени причина, толкнувшая главных героинь на грех: «скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… уда-виться». Обе они вышли замуж не по любви, да и муж неласков, еще больше усугубляет ситуацию бездетность: «Мне вот, когда б я себе ребеночка бы родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало». Обе они воспитывались на свободе, сформировавшей в них пылкость характера.
Однако их чувства очень резко отличаются друг от друга. О многом говорит уже сам выбор: Катерина Кабанова выделяет Бориса из-за его отличия от окружающих, а Измайлова выбирает Сергея лишь из-за красивой внешности.
Кабанова любит Бориса одухотворенной любовью, другая, напротив, испытывает скорее 4>изическое чувство, которое перерастает во всепоглощающую страсть: «Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя». Она уже не слышит предупреждающего голоса Аксиньи: «Подлец пренепостоян-ный-непостоянный!», — не замечает сухости, с которой разговаривает с ней Сергей, ловится на его уловки. «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест».
Чувства их различны, но они достигают такой силы, что «с ним ей и каторжный путь цветет счастьем», лишь бы быть с ним рядом, видеть его:
«Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо».
Сильные чувства толкают их на грех, но героини ищут оправдания своим поступкам. Для Кабановой это момент, когдв Варвара вручила ей ключ от садовой калитки. Ей будто бы показалось, что кто- то идет, и она положила
ключ в карман. Также Катерина Измайлова перед убийством Зиновия Бо-рисыча ждет от него повода, который разъярил бы ее; он нужен ей, чтобы окончательно оправдать для себя убийство мужа. "
Катерина Островского, несмотря на импульсивность, не способна на убийство (у нее другие моральные устои). Измайлова же совершает злодейство с поразительным хладнокровием, потому что она считает свою любовь полным оправданием преступлению. В то же время Катерина Кабанова считает уже само свое чувство грехом. Противоречия между чувствами, долгом перед мужем, перед Богом, перед обществом, единогласно ее осуждающим, искреннее раскаяние сводят ее с ума.
сно ее осуждающим, искреннее раскаяние сводят ее с ума. Окончательно толкает ее к самоубийству отказ от нее Бориса, она доходит до крайней степени отчаяния, когда ей «что домой, что в могилу — все равно». Ей не хватило силы характера, чтобы пережить свою трагедию, ее хрупкие плечи не выдержали столь тяжкий груз.
На долю Катерины Измайловой выпали значительно более серьезные испытания, чем на долю Катерины Кабановой. Катерина Львовна не испытывает мук совести, но жутка ее ревность; "… Она затряслась и позеленела, в глазах у нес стало темно; все суставы ее заныли и расслабели". И это состояние женшины, у которой в.о время убийства лишь холодели руки. Несмотря на всю тяжесть душевных и физических мук, она остается в ясном сознании, мысль о самоубийстве ей чужда. Когда она бросается в воду, увлекая за собой Сонетку, она даже'не думает о том, что сама тоже может погибнуть.
Таким образом, и Катерина Кабанова, и Катерина Измайлова вступают на путь греха из-за «скуки купеческого дома», из-за сильных чувств, которые они испытывают. Но по-разному проходят они эту дорогу. Более слабая Кабанова не выдерживает кары за счастье, которая является естественной на этом пути. Несмотря на религиозность, она предпочитает уход из жизни. А Катерина Измайлова воспринимает свои страдания как проигравший игрок. Нет у нее ни малейшего следа раскаяния, последовательна она на пути греха, и не сходит она с него до конца.
Слабые натуры колеблются в выборе жизненного пути. Цельные же натуры не сворачивают с выбранного ими пути добра или зла, не изменяют принципам, выбираемым ими раз и навсегда. Пусть Измайлова посвятила свою жизнь греху, но ее образ притягивает силой характера, готовностью на любые жертвы ради достижения своей цели.
Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»
А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди -сочтемся», «Гроза» и многие другие
А.Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением.так как «взаимные отношения самодурства и безгласности