Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза»
Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза»
Любовь выше солнца и звезд,
Она движет солнцем и звездами,
Но если это настоящая любовь.
Драма «Гроза» была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы
заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом. Причина конфликта и всех
несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи,
угнетения человека человеком.
Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза».
Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский
решает в пьесе «Гроза».
Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью,
где душат личность.
Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере.
Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все
живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.
Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но
кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.
Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая
царила в семье Кабановых.
Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.
Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости,
обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была
погружена Катерина.
Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не
мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо
подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной
внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.
Она не хочет видеть любимого она страдает.
А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется
ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех
пугает Катерину.
Как же развивается конфликт в ее собственной душе?
На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: «У нас весь дом на этом держится». Но
Катерина не принимает морали «темного царства». «…Не хочу я так!…Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!». «А уж не
стерпится,…так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану,
хоть ты меня режь.»
«Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!» «И хочу я себя переломить, да не
могу никак»…. «Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла». Происходит внутренняя борьба. Что
сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека,
которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной
птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.
Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И
вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель
духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)
«Бросить его?! Нет, ни за что на свете!» Сцена свидания открывается народной протяжной песней, которая подчеркивает
трагизм любви Катерины к Борису.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришел, погубитель мой?» «Ты меня загубил!» Каким
же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое
чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. «Нет,
мне не жить!» В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь
победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить
никогда». «Ведь он камнем ляжет на душу» – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви «греха
не побоялась». Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.
Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой «темного царства». А борьба в
душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным
характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.
Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос
зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!»… «Откликнись!»
Нет! Она не раба, она свободна. Хоть бы потому, что все потеряла, нечем ей больше дорожить, даже жизнью, во имя
любви. «Для чего мне теперь жить?!»
В сцене с Борисом Катерина завидует ему: «Ты вольный казак». Но Катерина не знает, что Борис слабее Тихона, он
скован страхом перед дядей. Он не достоин Катерины.
В финале совершается победа и над внутренним врагом: над темными религиозными представлениями. Катерина
убеждена в своем праве на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама…», а так жить
нельзя!» – размышляет она о самоубийстве. «Грех!» «Молится не будут? Кто любит, тот будет молится.»
Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: «Друг мой! Радость моя!
Прощай!»
Островский показал сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак бьется со светом,
взлеты сменяются падением. Раскрепощение перерастает в протест. А «самый сильный протест бывает тот, который
поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». (Добролюбов.)
Любовь выше солнца и звезд,
Она движет солнцем и звездами,
Но если это настоящая любовь.
Драма «Гроза» была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы
заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом. Причина конфликта и всех
несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи,
угнетения человека человеком.
Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза».
Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский
решает в пьесе «Гроза».
Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью,
где душат личность.
Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере.
Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все
живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.
Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но
кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.
Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая
царила в семье Кабановых.
Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.
Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости,
обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была
погружена Катерина.
Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не
мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо
подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной
внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.
Она не хочет видеть любимого она страдает.
А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется
ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех
пугает Катерину.
Как же развивается конфликт в ее собственной душе?
На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: «У нас весь дом на этом держится». Но
Катерина не принимает морали «темного царства». «…Не хочу я так!…Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!». «А уж не
стерпится,…так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану,
хоть ты меня режь.»
«Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!» «И хочу я себя переломить, да не
могу никак»…. «Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла». Происходит внутренняя борьба. Что
сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека,
которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной
птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.
Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И
вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель
духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)
«Бросить его?! Нет, ни за что на свете!» Сцена свидания открывается народной протяжной песней, которая подчеркивает
трагизм любви Катерины к Борису.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришел, погубитель мой?» «Ты меня загубил!» Каким
же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое
чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. «Нет,
мне не жить!» В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь
победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить
никогда». «Ведь он камнем ляжет на душу» – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви «греха
не побоялась». Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.
Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой «темного царства». А борьба в
душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным
характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.
Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос
зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!»… «Откликнись!»
Нет! Она не раба, она свободна. Хоть бы потому, что все потеряла, нечем ей больше дорожить, даже жизнью, во имя
любви. «Для чего мне теперь жить?!»
В сцене с Борисом Катерина завидует ему: «Ты вольный казак». Но Катерина не знает, что Борис слабее Тихона, он
скован страхом перед дядей. Он не достоин Катерины.
В финале совершается победа и над внутренним врагом: над темными религиозными представлениями. Катерина
убеждена в своем праве на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама…», а так жить
нельзя!» – размышляет она о самоубийстве. «Грех!» «Молится не будут? Кто любит, тот будет молится.»
Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: «Друг мой! Радость моя!
Прощай!»
Островский показал сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак бьется со светом,
взлеты сменяются падением. Раскрепощение перерастает в протест. А «самый сильный протест бывает тот, который
поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». (Добролюбов.)