Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Гроза
-
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО.
В пьесе Островского поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общест-венных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недоста-точно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, сим-волику и т. д.Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употреб-ляемые в, — это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века.Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище дополняет эту неприятную кар-тину.Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой. С другой — - это болото. Существует поговорка:. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кули-гиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова, он ес-тественный обитатель города, город его породил.Важны женские греческие имена. Катерина обозначает, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара — - она не углубля-ется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Она верит, что каждый грех можно искупить.Именно по этому принципу разделяются все персонажи. Те, кто верит в христианское искупление грехов, возмож-ности после совершения греха через страдания и (или) дары от него. Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ни-чуть не раскаивается). Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.На другой стороне — закоснелая блюстительница выродивших-ся законов Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не похристиански — она не верит в прощение. Она живет по и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основных кон-фликтов пьесы — духовным, по мнению Ю. М. Лотмана.Вторым конфликтом является социальный конфликт — взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл — это народная трагедия.Добролюбов назвал Катерину, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название — . Действительно, это конфликт с окружающей ледяной средой. И гроза как физичес-кое явление пытается растопить этот лед.Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вклады-вает свои слова в уста Кулигина., — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду.Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж. Автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открываю-щийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов — не единствен-ное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие. Стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, еди-ном с Богом и природой мире — на Волге, величайшей реке Рос-сии. Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно под-няться. Другой путь к свободе — через обрыв, через смерть. Ост-ровский сознает, что болото, — город Калинов — затяги-вает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис на-зван единственным человеком в европейском костюме. И имя у него — Борис — . Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он говорил, что живет в Калино-ве лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь, когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь. Его поглотила эта среда.Мир Калинова, по мнению Кабанихи, — это последний оплот истинной веры, а она — последний ее носитель. Она искренне верит в рассказы странницы Феклуши, что Москва погрязла в грехах, дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. Даже в то, что время там идет быстрее. Это. вполне законо-мерно — перед концом света (а в Москве начинается именно конец света) время изменяется. Но изменяется оно и в Калинове. Кули-гин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и раз-влекаться, а старшие закрывают на это глаза.Авторская позиция выражается частично в монологах Кулиги-на, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Ка-банихи.Авторская позиция выражена в композиции. Композиция вполне стандартна. Основное действие предваряет краткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являются мечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве.Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустройной семьи, но в нем уже намеча-ются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие с канонами приведет к ду-ховному и социальному конфликту. Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел. Это греховное желание, конечно, привлекает своей художественностью и дает нам понятие о глубокой, мечта-тельной душе Катерины, но уподобиться Богу и даже ангелам на земле нельзя. Именно желание полета столкнет Катерину в про-пасть.Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация проис-ходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант — духовный, духовная борьба Катерины связыва-ется кульминацией во время ее покаяния и развязкой — гибе-лью.В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией ис-торию простой купчихи было бы немыслимо. По определению, тра-гедия — это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму вари-анту композиции. Если социальный конфликт, то это драма.Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разра-жается на двух уровнях — внешнем и внутреннем.Все действие происходит под звуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение к грозе (Кабаниха гово-рит, что надо быть готовой к смерти, Дикой — что невозможно и грешно противостоять молнии, Кулигин несет с собой запоздалый безбожный процесс механизации и предлагает спасаться от грозы; а Катерина безумно ее боится, что показывает ее духовное смяте-ние).Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Кате-рины.В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очище-ние, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех — самоубийство. Именно раскаты грома убивают Катерину, очищая застывший мир от начинающего отделяться элемента.Авторская позиция выражается частично в монологах Кулиги-на, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Ка-банихи.Авторская позиция в пьесе выражена явно, в ней оста-ется много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.
В пьесе Островского поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общест-венных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недоста-точно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, сим-волику и т. д.Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употреб-ляемые в, — это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века.Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище дополняет эту неприятную кар-тину.Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой. С другой — - это болото. Существует поговорка:. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кули-гиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова, он ес-тественный обитатель города, город его породил.Важны женские греческие имена. Катерина обозначает, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара — - она не углубля-ется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Она верит, что каждый грех можно искупить.Именно по этому принципу разделяются все персонажи. Те, кто верит в христианское искупление грехов, возмож-ности после совершения греха через страдания и (или) дары от него. Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ни-чуть не раскаивается). Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.На другой стороне — закоснелая блюстительница выродивших-ся законов Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не похристиански — она не верит в прощение. Она живет по и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основных кон-фликтов пьесы — духовным, по мнению Ю. М. Лотмана.Вторым конфликтом является социальный конфликт — взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл — это народная трагедия.Добролюбов назвал Катерину, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название — . Действительно, это конфликт с окружающей ледяной средой. И гроза как физичес-кое явление пытается растопить этот лед.Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вклады-вает свои слова в уста Кулигина., — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду.Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж. Автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открываю-щийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов — не единствен-ное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие. Стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, еди-ном с Богом и природой мире — на Волге, величайшей реке Рос-сии. Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно под-няться. Другой путь к свободе — через обрыв, через смерть. Ост-ровский сознает, что болото, — город Калинов — затяги-вает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис на-зван единственным человеком в европейском костюме. И имя у него — Борис — . Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он говорил, что живет в Калино-ве лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь, когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь. Его поглотила эта среда.Мир Калинова, по мнению Кабанихи, — это последний оплот истинной веры, а она — последний ее носитель. Она искренне верит в рассказы странницы Феклуши, что Москва погрязла в грехах, дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. Даже в то, что время там идет быстрее. Это. вполне законо-мерно — перед концом света (а в Москве начинается именно конец света) время изменяется. Но изменяется оно и в Калинове. Кули-гин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и раз-влекаться, а старшие закрывают на это глаза.Авторская позиция выражается частично в монологах Кулиги-на, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Ка-банихи.Авторская позиция выражена в композиции. Композиция вполне стандартна. Основное действие предваряет краткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являются мечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве.Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустройной семьи, но в нем уже намеча-ются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие с канонами приведет к ду-ховному и социальному конфликту. Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел. Это греховное желание, конечно, привлекает своей художественностью и дает нам понятие о глубокой, мечта-тельной душе Катерины, но уподобиться Богу и даже ангелам на земле нельзя. Именно желание полета столкнет Катерину в про-пасть.Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация проис-ходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант — духовный, духовная борьба Катерины связыва-ется кульминацией во время ее покаяния и развязкой — гибе-лью.В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией ис-торию простой купчихи было бы немыслимо. По определению, тра-гедия — это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму вари-анту композиции. Если социальный конфликт, то это драма.Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разра-жается на двух уровнях — внешнем и внутреннем.Все действие происходит под звуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение к грозе (Кабаниха гово-рит, что надо быть готовой к смерти, Дикой — что невозможно и грешно противостоять молнии, Кулигин несет с собой запоздалый безбожный процесс механизации и предлагает спасаться от грозы; а Катерина безумно ее боится, что показывает ее духовное смяте-ние).Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Кате-рины.В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очище-ние, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех — самоубийство. Именно раскаты грома убивают Катерину, очищая застывший мир от начинающего отделяться элемента.Авторская позиция выражается частично в монологах Кулиги-на, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Ка-банихи.Авторская позиция в пьесе выражена явно, в ней оста-ется много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.