Русские сочинения - Островский А.Н. - Гроза - ДУШЕВНАЯ ДРАМА КАТЕРИНЫ

ДУШЕВНАЯ ДРАМА КАТЕРИНЫ


 ДУШЕВНАЯ
ДРАМА КАТЕРИНЫ



Пьеса «Гроза»
написана Островским в 1859 г., незадолго до
реформы 1861 г. В этой драме автор ярко
вырисовывает социально-бытовой и семейный
уклад России того времени. На таком фоне
зреет и постепенно достигает трагического
накала центральный конфликт пьесы,
конфликт вольной души главной героини с «самодурной
силой» окружающей среды.
В образе
Катерины Кабановой — главной героини пьесы,
автор запечатлел всю красоту и широкую
натуру свободолюбивой русской души, ее
тонкую чувствительность, глубокую
совестливость религиозность. С первых сцен
пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и
сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере
Кабановского
дома, она с
тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь
в родительском доме. Катерина была окружена
материнской любовью да лаской, время
проводила среди любимых цветов и за
вышиванием. С детских лет она привыкла
почитать Бога и следовать в жизни его
великим заповедям. Религия для Катерины -
это и любовь к красоте божьего мира, и
глубокая внутренняя совесть, которая не
позволяет ей притворяться и обманывать. С
чистой и открытой душой, с сердцем, полным
любви, Катерина ищет понимания и ответной
любви в доме мужа. Она с кротостью терпит
сварливые замечания свекрови, не держит
обиды на слабого и покорного во всем своей
матери Тихона, она искренна в своих
побуждениях жить по совести и закону
нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно
уже уклад жизни строится по принципу: «делай,
что хочешь, лишь бы все шито-крыто было»,
героиня со своей мечтательностью и хрупкой
романтической душой становится чужой и
одинокой.
Тихон
Кабанов — человек недалекий, без характера и
воли. Он не умеет и не способен понять
внутренние переживания жены, да ему и
некогда их заметить: Тихон всегда занят
поиском возможности выпить. Незнакомый с
душевными порывами, томясь под давлением
матери, не умея и не желая что-либо менять,
скользит младший Кабанов по жизни,
потихоньку спиваясь. Выслушать и понять
жену ему некогда: он ослеплен счастливой
возможностью вырваться из-под вездесущего
ока матери. Катерине же остается «терпеть,
пока терпится».
Поэтическая
же, вольная натура ее томится неясными
желаниями: «лезет в голову мечта какая-то».
Душа ее подсознательно ищет любви,
возможности поделиться своей,
переполняющей сердце и невостребованной
мужем. Героиня всегда естественна и
откровенна, в ней нет ни капли фальши: «обманывать-то
я не умею, скрыть-то ничего не могу». Так в
первом действии она признается Варваре, что
любит Бориса. При этом Катерина полна
смятения и ужаса: "… грех у меня на уме.
Сколько я, бедная, плакала, что уж я над
собой не делала! Не уйти мне от этого греха!"
Так начинается внутренний конфликт
Катерины, затрагивающий ее нравственные
устои и религиозные взгляды. Будучи по
натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве
она не боялась одной уплыть
ночью по Волге), Катерина не может побороть
свою богобоязненность: «Мне умереть не
страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я
явлюсь перед богом такая, какая я здесь с
тобой, после этого разговору-то, вот что
страшно», — говорит она Варваре. В этом и
состоит главная тема разлада героини с
миром и с самой собой. Душевный конфликт
Катерины, постепенно разрастаясь,
определяет трагический накал и всей пьесы в
целом.
С помощью
Варвары Катерина встает на путь свободной
любви, которая, по мнению Добролюбова, выше
людских предрассудков. Но такой выбор
дается ей не легко. Ведь то, что для человека
с убеждениями Добролюбова лишь «предрассудки»,
для народной героини — нравственный закон,
основа патриархальной морали. Нарушить
этот закон, преступить свои жизненные
принципы Катерине
удается ценой тяжелых душевных мук и
терзаний, ценой непреодолимой борьбы со
стыдом и страхом. Жажда жизни и любви
оказывается сильнее, и выбор сделан — она
признается Борису в своем запретном
чувстве.
Кроткая и
чистая душа Катерины не может смириться со
своим грехопадением, она находится в
мучительном разладе с совестью.
Беспристанно плача, боится она каждого
звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону.
Катерина, не вынося страданий, жаждет
покояния, стремится облегчить совесть
признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,
и в тревожном приближении грозы улавливает
героиня угрозы и грядущее наказание. Как
страшное пророчество звучат слова,
обращенные прямо к Катерине: «В омут
лучше с красотой… Куда прячешься, глупая?
От Бога-то не уйдешь!» Не выдерживает
Катерина и на коленях принародно
признается мужу в своем грехе.
Трагическая
развязка конфликта обуславливается тем,
что естественное чувство Катерины
несовместимо с жизнью в обществе Кабановых
и Диких, оно не выдерживает давления
внешних обстоятельств и малодушия. Борис -
заурядный обыватель города Калинова с
мелочной и меркантильной душонкой, не
достоин жертвенной любви Катерины. Струсив
в последний момент, он бросает свою
возлюбленную, уезжая из города, чтобы
сохранить за собой наследство бабушки.
Окруженная
злобой Кабанихи,.всеобщим осуждением и
презрением, терзаемая собственными
душевными муками, Катерина находит
единственный выход в смерти. Как о чем-то
неизъяснимо желанном, манящем и сулящем
избавление, мечтает она о «могилушке»
под деревцем. Очистив душу покаянием,
Катерина уже не боится смерти, а пламенно
желает ее.
В
трагическом финале пьесы Добролюбов видит
проявление высшей формы протеста, победу
героини над царством произвола и
деспотизма, торжество света над тьмой, и в
этом с ним можно согласиться.