Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Гроза
-
Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А. Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудало-вой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини Островского. Катерина — романтичная, мечтательная, богобоязненна зкенщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувств* порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Кат( рина — купеческая дочь, выданная замуж без любви. Но ее душ стремится к счастью, рвется на волю. Лариса Огудалова намного образованнее и сложнее внутрег ним складом, гаммой переживаемых чувств. Она живет в дрч гой обстановке — в мире книг, музыки. Но это не делает гер» иню удачливее. Все тот же порыв к счастью. Лариса жажде семейного уюта и покоя. Она живет как в «цыганском таб» ре». Много случайных людей толпится вокруг, среди них нем; ло сброда. Все это претит девушке. Но она бесприданница, е не на что рассчитывать. С красотой, умом, манерами, талант; ми, но без денег Ларисе одна дорога — в содержанки. Она мо: ла бы найти счастье со скромным и порядочным человеком, i такого не оказалось рядом. Лариса влюблена в бессердечного себялюбивого эгоиста — Паратова. Он является для героин «идеалом мужчины». Но Лариса не догадывается, насколы она ошиблась, полюбив холеного бездельника, блестящего б рина, который ради собственного благополучия готов продаг себя, но не взяться за дело. Изменились времена, но выход д; героини один — в Волгу. Только для Катерины — это единственный и достаточ! доступный путь. Она всегда знала, что, если станет совсе невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темно: царства»: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Коне но, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне зде» опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выбр шусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стан хоть ты меня режь!» У Ларисы нет такой твердой решительности. Она внутре не тяготеет к «блеску» в обществе, богатству, ей претит в простое, она видит пошлость в бедной простой скромн» жизни, хотя и говорит, что рада бы уйти из «базара», окр жающего ее в собственном доме. Карандышев — не спасен для Ларисы. Она презирает этого ничтожного и чванливо человека. Героиня сталкивается с дилеммой: уйти из жизн потому что невозможно больше так жить, или продолжа мучаться, стать дорогой «вещью» у богатого «хозяина», больше склоняется ко второму пути. Карандышеву она с щ зрением говорит: «Как вы мне противны, кабы вы знали! с чем вы здесь?.. Для меня самое тяжкое оскорбление — а ваше покровительство… я сейчас убедилась в том, я испыта себя… я вещь!.. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину… Уже если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова…» Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой.
начения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву, что он выстрелом избавил ее от дальнейшего позора, «падения» в пропасть порока. Обе пьесы Островского по-прежнему составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, обосновывают поступки героинь.
Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» — жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в «Бесприданнице» — красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной и к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она сама его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.
Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова — жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» — вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности — Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в возможности выгодной партии и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых.
мых. Однако в целом она — человек иной эпохи и среды (в отличие от Катерины). Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. И, попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают по-разному. Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой. Лариса, после того как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства.
Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы, и освобождение из земной могилы — дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь.
Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или невольно способствовал ее гибели.
Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна.
Героиня «Грозы» — на мой взгляд, женщина более волевая. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, своим нелепым выстрелом оборвавшего опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места. Лариса же — дитя большого города, где жизнь более сложная и не столь цельная, как в деревне или недалеко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Катерины, но вместе с этим слабее волевое начало.
начения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву, что он выстрелом избавил ее от дальнейшего позора, «падения» в пропасть порока. Обе пьесы Островского по-прежнему составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, обосновывают поступки героинь.
Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» — жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в «Бесприданнице» — красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной и к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она сама его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.
Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова — жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» — вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности — Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в возможности выгодной партии и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых.
мых. Однако в целом она — человек иной эпохи и среды (в отличие от Катерины). Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. И, попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают по-разному. Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой. Лариса, после того как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства.
Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы, и освобождение из земной могилы — дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь.
Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или невольно способствовал ее гибели.
Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна.
Героиня «Грозы» — на мой взгляд, женщина более волевая. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, своим нелепым выстрелом оборвавшего опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места. Лариса же — дитя большого города, где жизнь более сложная и не столь цельная, как в деревне или недалеко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Катерины, но вместе с этим слабее волевое начало.