Русские сочинения - Островский А.Н. - Гроза - КАТЕРИНА - "ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ".

КАТЕРИНА - "ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ".


 КАТЕРИНА
— «ЛУЧ СВЕТА
В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ».



В пьесе «Гроза»
А.Н.Островский поставил один из
актуальнейших вопросов своего времени -
освобождение женщины от семейного рабства,
ее раскрепощение.
Центральное
место в пьесе занимает судьба Катерины:
история ее замужества, жизнь в доме
Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По
складу своего характера Катерина резко
выделяется из той среды, в которую она
попала. В этой исключительности и
своеобразии характера героини и
заключается причина глубокой жизненной
драмы, которую должна была пережить в «темном
царстве» Диких и Кабановых.
Катеринанатура поэтически-мечтательная. Образ
птицы часто возникает в ее сознании: «Отчего
люди не летают! отчего люди не летают, так,
как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки
и полетела...». Вспоминая о своем детстве и
девичьих годах, промелькнувших так
незаметно, Катерина сама рассказывает Варе
о том, как сформировался мир ее чувств и
настроений. Тогда, в родительском доме, она
жила, «точно птичка на воле». Ласки
матери, которая в ней «души не чаяла»,
уход за любимыми цветами, которых у
Катерины было «много-много», вышивание
по бархату -вот круг тех ежедневных
впечатлений, под влиянием которых сложился
ее
внутренний мир. Впечатлительная от природы,
Катерина жадно прислушивалась к рассказам
странниц и богомолок. В результате в ней
сильно развились воображение, фантазия,
религиозная мечтательность. Жила Катерина
замкнутым внутренним миром, погружаясь
порой в какие-то сны наяву, подобные
сказочным видениям. "… В солнечный день
из купола светлый столб вниз идет, и в этом
столбе ходит дым, точно облака, и вижу я,
бывало, будто ангелы в этом столбе летают и
поют. А то, бывало, ночью встану...
да где-нибудь
в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад
уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и
сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу..."
— рассказывает она Варваре. Катерина
обладает пылкой и страстной душой, «Такая
уж я зародилась горячая! — говор ила она, -я
еще лет шести была, не больше, так что
сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело
было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу,
села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На
другое утро уж нашли, верст за десять!..,».
Катерина способна не только на смелые
поступки, но и на полный разрыв с
опостылевшей ей жизнью. «Эх, Варя, не
знаешь ты моего характеру! — Признается она.
— Конечно не дай бог этому случиться! А уж
коли очень мне здесь опостылет, так не
удержать меня никакой силой. В окно
выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу
здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
И вот
Катерина попадает в семью Кабановой, в
атмосферу ханжества и назойливой, мелочной
опеки. После домашнего рая, с его волшебным
миром грез и видений, Катерина попадает в
обстановку «темного царства».
Естественно, что конфликт между «темным
царством» и душевным миром Катерины
оказался неизбежным.
Положение
Катерины осложняется еще и тем, что ее
выдали замуж за человека, которого она не
знала и не любить не могла, как ни старалась
она ему быть верной и любящей женой. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа
разбиваются о рабскую приниженность и
недалекость Тихона. Нетрудно понять, с
какой силой должно было вспыхнуть чувство
Катерины, когда на ее пути встал новый
человек, непохожий на всех окружающих,
с душой,
схожей с ее собственной, и с настроениями,
близкими, ей самой. Любовь к Борису стала
смыслом ее существования. Катерина и в
любви особенная. Она готова на все для
любимого человека, переступая даже те
понятия о грехе и добродетели, которые были
для нее священными. Внутренняя чистота и
правдивость не позволяют ей лгать в любви,
обманывать, притворяться. «Пусть все
знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я
для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я
людского суда?» — заявляет она Борису.
Катастрофа наступает именно потому, что
Катерина не хочет и не может таить своего«греха».
Обостренная борьба чувства и долга
кончается тем, что несчастная женщина
публично, на городском бульваре, кается
перед мужем. Скоро происходит и развязка
драмы: самоубийство героини, которая
проявила свой отчаянный, хоть и бессильный
протест против «темного царства».
В ее
трагическом конце, по словам Добролюбова,,
«дан страшный вызов самодурной силе… В
Катерине видим мы протест против
кабановских понятии о нравственности,
протест, доведенный до конца,
провозглашенный и под домашней пыткой и над
бездной, в которую бросилась бедная женщина.