Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» не раз ставилась на сцене русского театра. Каждый из режиссеров и актеров хотел донести до зрителя свое понимание конфликта пьесы. О разных интерпретациях одних и тех же образов, об актерах, играющих в «Грозе», я хочу написать в этом сочинении.
Размышляя над пьесой, нельзя не учитывать, что это драматургическое произведение, рассчитанное на сценическое воплощение. И как бы ни были многочисленны авторские ремарки, помогающие читателю увидеть многие детали, а порой и саму суть той или иной сцены, окончательное решение — за режиссером и актером. В их власти заставить нас относиться более или менее снисходительно к отрицательному герою. Во многом от них зависит, будем ли мы восторгаться положительным героем, сострадать ему.
Этим летом Малый театр, в котором так много и плодотворно работал А. Н. Островский, ставил «Грозу». Спектакль транслировался по телевидению. И хотя пьеса была мне хорошо знакома, я увидела совершенно новые, даже незнакомые образы. Только реплики персонажей были привычными.
Удивила, даже поразила меня трактовка образа Катерины. Поразила настолько, что я даже не запомнила фамилии актрисы, ее сыгравшей. Но это было не то, что называется «приятно поразить». Напротив. В каком-то смысле это была больше Катерина «по Писареву», чем Катерина «по Добролюбову». Катерина выходит на сцену — восторженная, добрая, прекрасная, но она не понимает, куда попала и что ее ждет. Все свои беды: и тиранию Кабанихи, и безволие Тихона, и непонимание ее Борисом в сцене прощания — она сознает и поначалу принимает как небесную кару.
К концу пьесы, не выдержав мысли о каре, Катерина, ни в ком не найдя поддержки, постепенно начинает сходить с ума. В сцене с сумасшедшей барыней она впадает не только в отчаяние. В ее исступленных метаниях появляется что-то нереальное, неестественное, жуткое, не свойственное психически здоровому человеку.
В сцене самоубийства Катерина произносит свои последние слова: «Под деревом могилушка… Как хорошо! Солнышко ее греет, дождичком мочит… весной на ней травка вырастает, легкая такая...» После каждой фразы — пауза. Катерина смотрит в одну точку. Слабо улыбается. Мне видится неестественный румянец, лихорадочный блеск в глазах. Катерина усмехается, но этот смех не грустный. Это смех веселый, искренний. Наверное, так смеются в детстве. В глазах появляется безумие. Становится страшно. Хочется подальше отодвинуться от телевизора.
«Цветочки расцветут, желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие». Голос, которым произнесла актриса эти слова, убеждает: Катерина — жертва. Ибо не может быть победителем человек, сошедший с ума.
Конечно, такая трактовка образа оказывает огромное влияние на зрителя. Суть «темного царства» в этой интерпретации лучше всего раскрыта в эпизоде признания Катерины, Она мечется от одного человека к другому в отчаянии и страхе. А все свидетели ее горя стоят молча, неподвижно. Что они слушают? Грозу? Или ждут признания Катерины? Одна лишь Варвара пытается остановить ее. Наверное, кто-то и поддержал бы несчастную женщину, но как можно? Ведь рядом — Кабаниха, и все превращены в статистов.
ное, кто-то и поддержал бы несчастную женщину, но как можно? Ведь рядом — Кабаниха, и все превращены в статистов.
И вот в этом мире холода и равнодушия погибает Катерина. В мире, где каждый может быть пассивным свидетелем любых издевательств, любой тирании, если прикажут. Если третьего не дано, порядочнее быть жертвой, чем глухонемым статистом — пассивным свидетелем страданий других людей.
Перечитываю последнюю страницу. Нет, как ни сильна по воздействию такая трактовка, Островский стремился к другому. Стремился, наверное, подсознательно, так как не был революционером-демократом. Нет, не только сострадание и жалость должна вызывать Катерина. Она должна быть победителем. Конечно, в том смысле, в каком это возможно при таких обстоятельствах. Катерина должна осознавать свое самоубийство, свой протест. Осознавать, конечно, не как протест против самодержавия (этого она знать не могла), но хотя бы как протест против Кабанихи и дома, где «все как будто из-под неволи», и ради этого преодолеть в себе страх, имеющий глубочайшие корни.
В этом смысле мне представляется совершенной игра Аллы Тарасовой в старой постановке Малого театра. Ее героиня до последнего мгновения осознает каждое свое желание, каждый поступок. А в эпизоде прощания с Борисом Катерина, как ей ни хочется видеть возлюбленного прекрасным, угадывает его малодушие, слабость, зависимость от Дикого. Героиня Тарасовой задумывается над этой зависимостью. Конечно, эти мысли теряются в глубоком страдании любящей женщины, принужденной жить среди тех, кто ей ненавистен. «Возьми меня с собой отсюда!» — эти слова произносятся тихо, с опущенной головой, без всякой надежды на желанный ответ. Значит, Катерина понимает, почему Борис не ответит ей согласием, раз смогла предугадать ответ. И еще задолго до того Катерина Тарасовой подсознательно решила, что покончит с собой, если ничего не изменится. А измениться ничто не могло. И долго после ее смерти не менялось ничего в русской действительности.
Игра Тарасовой убеждала, что Катерина гибнет из-за своего полного одиночества, совершенно лишенная поддержки. В «темном царстве» все поддерживают друг друга: Кабаниха, Феклуша, Дикой… Все они, стоя на разных ступенях социальной лестницы, крепко держатся один за другого. У Катерины нет поддержки. Но в игре Тарасовой есть ощущение времени: живи Катерина чуть позже — она бы эту поддержку нашла. Ощущение времени. Может быть, это именно отличает игру хорошего, думающего, талантливого актера.
Cпектакль по пьесе А. Островского «Гроза» заставил меня по-другому увидеть судьбы героев пьесы и еще раз доказал, что разные поколения артистов, читателей и зрителей могут по-разному интерпретировать содержание классических произведений.
Размышляя над пьесой, нельзя не учитывать, что это драматургическое произведение, рассчитанное на сценическое воплощение. И как бы ни были многочисленны авторские ремарки, помогающие читателю увидеть многие детали, а порой и саму суть той или иной сцены, окончательное решение — за режиссером и актером. В их власти заставить нас относиться более или менее снисходительно к отрицательному герою. Во многом от них зависит, будем ли мы восторгаться положительным героем, сострадать ему.
Этим летом Малый театр, в котором так много и плодотворно работал А. Н. Островский, ставил «Грозу». Спектакль транслировался по телевидению. И хотя пьеса была мне хорошо знакома, я увидела совершенно новые, даже незнакомые образы. Только реплики персонажей были привычными.
Удивила, даже поразила меня трактовка образа Катерины. Поразила настолько, что я даже не запомнила фамилии актрисы, ее сыгравшей. Но это было не то, что называется «приятно поразить». Напротив. В каком-то смысле это была больше Катерина «по Писареву», чем Катерина «по Добролюбову». Катерина выходит на сцену — восторженная, добрая, прекрасная, но она не понимает, куда попала и что ее ждет. Все свои беды: и тиранию Кабанихи, и безволие Тихона, и непонимание ее Борисом в сцене прощания — она сознает и поначалу принимает как небесную кару.
К концу пьесы, не выдержав мысли о каре, Катерина, ни в ком не найдя поддержки, постепенно начинает сходить с ума. В сцене с сумасшедшей барыней она впадает не только в отчаяние. В ее исступленных метаниях появляется что-то нереальное, неестественное, жуткое, не свойственное психически здоровому человеку.
В сцене самоубийства Катерина произносит свои последние слова: «Под деревом могилушка… Как хорошо! Солнышко ее греет, дождичком мочит… весной на ней травка вырастает, легкая такая...» После каждой фразы — пауза. Катерина смотрит в одну точку. Слабо улыбается. Мне видится неестественный румянец, лихорадочный блеск в глазах. Катерина усмехается, но этот смех не грустный. Это смех веселый, искренний. Наверное, так смеются в детстве. В глазах появляется безумие. Становится страшно. Хочется подальше отодвинуться от телевизора.
«Цветочки расцветут, желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие». Голос, которым произнесла актриса эти слова, убеждает: Катерина — жертва. Ибо не может быть победителем человек, сошедший с ума.
Конечно, такая трактовка образа оказывает огромное влияние на зрителя. Суть «темного царства» в этой интерпретации лучше всего раскрыта в эпизоде признания Катерины, Она мечется от одного человека к другому в отчаянии и страхе. А все свидетели ее горя стоят молча, неподвижно. Что они слушают? Грозу? Или ждут признания Катерины? Одна лишь Варвара пытается остановить ее. Наверное, кто-то и поддержал бы несчастную женщину, но как можно? Ведь рядом — Кабаниха, и все превращены в статистов.
ное, кто-то и поддержал бы несчастную женщину, но как можно? Ведь рядом — Кабаниха, и все превращены в статистов.
И вот в этом мире холода и равнодушия погибает Катерина. В мире, где каждый может быть пассивным свидетелем любых издевательств, любой тирании, если прикажут. Если третьего не дано, порядочнее быть жертвой, чем глухонемым статистом — пассивным свидетелем страданий других людей.
Перечитываю последнюю страницу. Нет, как ни сильна по воздействию такая трактовка, Островский стремился к другому. Стремился, наверное, подсознательно, так как не был революционером-демократом. Нет, не только сострадание и жалость должна вызывать Катерина. Она должна быть победителем. Конечно, в том смысле, в каком это возможно при таких обстоятельствах. Катерина должна осознавать свое самоубийство, свой протест. Осознавать, конечно, не как протест против самодержавия (этого она знать не могла), но хотя бы как протест против Кабанихи и дома, где «все как будто из-под неволи», и ради этого преодолеть в себе страх, имеющий глубочайшие корни.
В этом смысле мне представляется совершенной игра Аллы Тарасовой в старой постановке Малого театра. Ее героиня до последнего мгновения осознает каждое свое желание, каждый поступок. А в эпизоде прощания с Борисом Катерина, как ей ни хочется видеть возлюбленного прекрасным, угадывает его малодушие, слабость, зависимость от Дикого. Героиня Тарасовой задумывается над этой зависимостью. Конечно, эти мысли теряются в глубоком страдании любящей женщины, принужденной жить среди тех, кто ей ненавистен. «Возьми меня с собой отсюда!» — эти слова произносятся тихо, с опущенной головой, без всякой надежды на желанный ответ. Значит, Катерина понимает, почему Борис не ответит ей согласием, раз смогла предугадать ответ. И еще задолго до того Катерина Тарасовой подсознательно решила, что покончит с собой, если ничего не изменится. А измениться ничто не могло. И долго после ее смерти не менялось ничего в русской действительности.
Игра Тарасовой убеждала, что Катерина гибнет из-за своего полного одиночества, совершенно лишенная поддержки. В «темном царстве» все поддерживают друг друга: Кабаниха, Феклуша, Дикой… Все они, стоя на разных ступенях социальной лестницы, крепко держатся один за другого. У Катерины нет поддержки. Но в игре Тарасовой есть ощущение времени: живи Катерина чуть позже — она бы эту поддержку нашла. Ощущение времени. Может быть, это именно отличает игру хорошего, думающего, талантливого актера.
Cпектакль по пьесе А. Островского «Гроза» заставил меня по-другому увидеть судьбы героев пьесы и еще раз доказал, что разные поколения артистов, читателей и зрителей могут по-разному интерпретировать содержание классических произведений.