Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Гроза
-
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»?
В драме Островского показан сложный, тра- гический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали«тёмного царства», и шат- кость этой морали. Глубоко трагична пер- вая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни -мотив неми- нуемой гибели («Ты убей, загуби меня со полуночи...»):«Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?»; «Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную ги- бель! «Не жалей, губи меня!» -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необы- чайной силе героини.А каковы первые сло- ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель- но:«Для меня, маменька, всё одно, что род- ная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя лю- бит». В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы». Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки.Но с каким достоинст- вом, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на«ты» (как к равной), и стремление к ясным, доброжела- тельным человеческим отношениям.В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покрную жертву, человека со сломанной во- лей и растоптанной душой. «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск», -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характе- ром, с живым, вольнолюбивым сердцем.Из до- му она убежала, чтобы проститься с Бори- сом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но + «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей бо- льше дорожить, даже жизнью: «Для чего мне теперь жить, ну для чего?»Борис говорит о себе:«Что обо мне-то толковать! Я вольная птица».В сцене свидания Катерина ему за- видует:«Ты вольный казак».Но, по сути де- ла, кто из них двоих более свободен? Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает… Не застали бы здесь!». Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами «тёмного царства».«Оп- ять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!» Характерно здесь слово «нехорошо»: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катери- ны, безнравственно.«А поймают меня, да во- ротят домой насильно...»Как страшно зву- чит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина вос- клицает: «Ах, скорей, скорей!» Жажда осво- бождения торжествует и над тёмными рели- гиозными представлениями.Катерина прони- кается убеждением в своём праве на сво- боду чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Всё равно, что смерть придёт, что сама… а жить нельзя!»-размы- шляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это пре- дставление: «Грех! Молится не будут? Кто любит, тот будет молится...»Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раская- ние в совершённых грехах,-они обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катери- ны, и она вырвалась из пут «тёмного цар- ства» на волю.#
В драме Островского показан сложный, тра- гический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали«тёмного царства», и шат- кость этой морали. Глубоко трагична пер- вая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни -мотив неми- нуемой гибели («Ты убей, загуби меня со полуночи...»):«Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?»; «Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную ги- бель! «Не жалей, губи меня!» -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необы- чайной силе героини.А каковы первые сло- ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель- но:«Для меня, маменька, всё одно, что род- ная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя лю- бит». В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы». Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки.Но с каким достоинст- вом, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на«ты» (как к равной), и стремление к ясным, доброжела- тельным человеческим отношениям.В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покрную жертву, человека со сломанной во- лей и растоптанной душой. «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск», -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характе- ром, с живым, вольнолюбивым сердцем.Из до- му она убежала, чтобы проститься с Бори- сом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но + «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей бо- льше дорожить, даже жизнью: «Для чего мне теперь жить, ну для чего?»Борис говорит о себе:«Что обо мне-то толковать! Я вольная птица».В сцене свидания Катерина ему за- видует:«Ты вольный казак».Но, по сути де- ла, кто из них двоих более свободен? Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает… Не застали бы здесь!». Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами «тёмного царства».«Оп- ять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!» Характерно здесь слово «нехорошо»: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катери- ны, безнравственно.«А поймают меня, да во- ротят домой насильно...»Как страшно зву- чит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина вос- клицает: «Ах, скорей, скорей!» Жажда осво- бождения торжествует и над тёмными рели- гиозными представлениями.Катерина прони- кается убеждением в своём праве на сво- боду чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Всё равно, что смерть придёт, что сама… а жить нельзя!»-размы- шляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это пре- дставление: «Грех! Молится не будут? Кто любит, тот будет молится...»Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раская- ние в совершённых грехах,-они обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катери- ны, и она вырвалась из пут «тёмного цар- ства» на волю.#